Обычно финансовые компании выпускают свои облигации для ограниченного количества инвесторов, чаще всего исключительно квалифицированных, но дочка ВТБ решила следовать иным путем. Давайте посмотрим как это они решили не кредит в большом банке взять, а пошли в народ.
ВТБ лизинг является одной из крупнейших лизинговых компаний России и имеет более 60 офисов в крупных городах по всей стране. Компания предлагает широкий спектр лизинговых продуктов для юридических и физических лиц. По итогам 2023 года портфель компании превысил 520 млрд. рублей, объем нового бизнеса в 2023 году составил 355 млрд. рублей, чистая прибыль — 13 млрд. рублей.
👀Что там по выпуску?
📌Дата размещения — 12.07.2024г.
📌Дата погашения — 02.07.2026г., непривычное размещение только на 2 года.
📌Объем размещения — 1 000 000 000 рублей со стандартным номиналом в 1 000 рублей.
💰Размер купона — 17,75% годовых, что немного выше нынешнего размере ключевой ставки, но после ожидаемого ужесточения денежно-кредитной политики в конце июля эта доходность будет уже не такой привлекательной.
📌Выплата купона будет осуществляться на ежемесячной основе с 11.08.2024г.
📌Оферта и амортизация не предусмотрены. Да и зачем они нужны для двухлетнего размещения?!
📌Дебютный выпуск ВТБ Лизинг-001Р-МБ-01 доступен для неквалифицированных инвесторов после прохождения тестирования.
❗Выпуск облигаций был подготовлен именно для частных инвесторов, чтобы внести диверсификацию в источники финансирования компании, во всяком случае именно так заявило руководство компании. Не думаю, что это основная причина, скорее всего для банка компания уже достигла лимита кредитования.
❗У ВТБ Лизинга высокий кредитный рейтинг от РА Эксперт — ruAA со стабильным прогнозом, поэтому они могут себе позволить устанавливать доходность даже ниже средней по отрасли.
❗У компании хорошо сформирован лизинговый портфель. Доля просрочки выше 90 дней состоянию на 01.10.2023 составила менее 0,1%. Порядка 3% портфеля составляют реструктурированная задолженность, а также задолженность по расторгнутым договорам.
❗У компании наблюдается существенный перекос по отраслям. Так 47% лизингового портфеля приходятся на железнодорожный транспорт. К слову, далеко не все компании соглашаются финансировать сделки по покупке подвижного состава, потому что сложность в ежеквартальном мониторинге залога поднимается до наивысшего уровня. Материнская компания вряд ли пошла бы на такое, но лизингу проще.
Еще больше полезной информации по своему опыту в инвестициях, фондовому рынку и регулярных покупках в инвестиционный портфель можно прочитать у меня в телеграм-канале. Буду рад вас там видеть.