Задача террористов — отстреляться и улететь на вертолете в страну, не выдающую преступников. Задача контртеррористов – освободить заложников и наказать террористов. Задача владельца VR-арены – заработать на всем происходящем.
В 2019-м я работал налоговым консультантом, в большой 4-ке, получал 100 000+ ₽ и мечтал о своем бизнесе. Я искал подарок на днюху товарища, поиграл в виртуальной реальности и понял:
Вот оно!
Сейчас на геймдизайнеров я трачу 600 000 ₽ в месяц, а 3 мои VR-арены приносят порядка 800 000 ₽ в месяц.
Приятного прочтения, и помните:
Если вы попробуете дать леща противнику в виртуальном мире, лещ прилетит вам и в реальности.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателем сети VR-арен «Metaforce» Сергеем Рудичем.
Я открыл кубышку жены (700 000 ₽), чтобы открыть свой первый VR-клуб. Игры покупал в Steam, а виар шлем висел на проводе.
VR-клуб – это еще не VR-арена.
При первом тесте в шлеме меня раскачивало до тошноты, методом научного тыка я выяснил, что помехи создавал порт телика. Пришлось поменять.
Первые 3 месяца я работал в минус, платил аренду из своей зарплаты, а жена надеялась на возвращение кубышки. Я собрался сворачивать бизнес и позвонил арендодателю.
– Здравствуйте, Елена Дмитриевна. Мы, к сожалению, ничего не зарабатываем, будем закрываться.
– У вас такой хороший проект, давайте что-нибудь придумаем.
И они и правда сделали скидку и вместо 52 000 ₽, я стал платить 41 600 ₽. Благодаря этому еще 3 месяца мы проработали в ноль, а потом неожиданно люди пошли.
Мы, конечно, раздавали флаера, настраивали рекламу, но что сработало – неизвестно.
А вот идею с VR-ареной мне рассказал мой сотрудник, когда увидел ее в ТЦ.
Я нашел крутой виар, но без рюкзака и проводов, а-ля лазертаг!
Главное преимущество виар арены – возможность соревновательной механики. Любая сюжетная игра надоест, а контрстрайк, как футбол: площадка одна и та же, мяч и ворота те же, но вот игра каждый раз разная.
В Steam нельзя купить игру, где вы можете зарубиться 10 на 10. Поэтому я решил искать своих разработчиков.
Январь 2021
Я спросил знакомых разработчиков: “Сколько будет стоить аналог контрстрайк для виар?” Один сказал – 1 млн, второй – 2 млн. Так как вначале было нужно вкладывать примерно по 50 000 в месяц, эти деньги я брал из прибыли VR-клубов, а дальше я хотел окупать разработку прибылью из полученной выручки арены.
Стартовал с тем, кто сказал: 1 млн.
Февраль 2021
Мне повезло, и в этот момент мне позвонила МЕГА. У них был план по закрытым витринам. Съехал магазин, и оставалось 800 незанятых метров, которые им нужно было сдать на 3-4 месяца. А на такой короткий срок снимать никто не хотел.
А мне это как раз было очень удобно и дало шанс за 3 месяца недорого протестировать сырую идею. Тем более они предложили за свой счет небольшой ремонт под нас. Аренда за 800 кв.м в топовом торговом центре Екатеринбурга вышла по цене неотапливаемого склада в пригороде.
На тот момент наша игра была на стадии шарика, который плавал по серому безлюдному полю.
Апрель 2021
Мы должны были заехать в апреле, но повезло во второй раз: кто-то из строителей задел сплинкер, все затопило, и ремонт затянулся. В итоге помещение отдали нам в начале мая. А к этому времени мы как раз успели что-то допилить: были модельки персонажей, оружие и можно было бегать.
21 мая 2021 – открытие
Несмотря на кучу багов, первые игроки были в восторге.
Август 2021
Тем временем выросла цена на металл, и стройка ребят, которые должны были въехать на наше место, затягивается. И вместо 3-х месяцев Мега оставляет нас еще на некоторое время.
Декабрь 2021
Нам сказали съехать до 1 февраля. А это уже, к слову, о феврале 2022-го года. Тогда точка приносила порядка 1 млн оборота и порядка 700 000 ₽ прибыли, поэтому съезжать уже не хотелось оо-очень, я попытался поработать еще:
– Ребят, а можно, мы еще немного посидим, когда приезжает подрядчик на демонтаж?
– 20 февраля
– О супер, 15-го мы съедем, нам собраться – только подпоясаться.
13 Февраля 2022
– Саш, все в силе или можно еще поработать?
– Кажется, у них задержка, можете поработать 23 Февраля.
А 23 февраля очень хлебный день для места, где играют в стрелялки. Поэтому я был очень рад такому стечению обстоятельств.
23-е Февраля 2022
Отрабатываем 23-е – лучший день в году.
24-е февраля 2022
Как вы понимаете, на монтаж уже никто приезжать не собирался. Менеджер МЕГА тяжело вздохнула: “Сергей, сидите уж теперь…”. И хоть времена были нервные, мы смогли сохранить себе выгодную точку.
Я посчитаю экономику на средне – хорошем месяце моей основной точки в ТЦ. Затраты на разработку я не считаю в общий котел, сейчас они окупаются за счет продажи лицензий на игру.
Разработка – 600 000 ₽/месяц
Я думаю, собственная разработка — это наше главное преимущество во всей этой истории, и мне повезло работать с ребятами, которые действительно переживают за результат.
После 24 февраля часть геймдев студий уехало, и кто-то остался без работы. Без этого было бы сложно конкурировать по условиям и зарплате.
Сама разработка игры – это как ремонт в квартире. Ее невозможно закончить, можно только прекратить финансировать. Люди выгорают, идут в отпуск, что-то идет не так, и все это выходит дольше и дороже плана.
Но говорить ребятам:
“Что-то вы долго делаете этот продукт!”
Я, конечно, не буду.
Думаю, невозможно стоять с палкой над человеком творческого и интеллектуального труда, говорить:
“Ну-ка, давай программирывай!”
Хотя типовой разговор:
– Я нарисую карту за 2 недели
Прошло 2 недели
– Мне осталось 2 недели, чтобы допилить.
Прошло 2 недели
– Мне осталось 2 недели, чтобы оптимизировать.
В шлемах стоят маломощные процессоры, по факту это телефоны на Андроиде. Поэтому нужно не только получить красивую графику и интересный геймплей, но еще и оптимизировать все так, чтобы не было тормозов.
Сейчас у меня работает 4,5 разработчика (0,5 – фриланс):
– Один человек отвечает за то, что под капотом и влияет на стабильность: ядро и серверная часть.
– Второй парень занимается фишками: как стреляет снайперка, какая отдача, как ты понимаешь, что попал — не попал, как включается подсветка и т.п
– Третий моделирует карты и все предметы. Мы используем не готовые объекты, а рисуем свои. Процессоры виар очков слабенькие, надо изгаляться, чтобы все это выглядело прикольно и реалистично.
Я на айтишном жаргоне, продакт оунер, то есть выступаю бизнес-заказчиком. С одной стороны, получаю жалобы и предложения от админов арены (не путать с сисадминами), которые, в свою очередь, общаются с игроками. А с другой стороны, слушаю геймдизайнеров, которые говорят, почему эти жалобы и предложения реализовать не получится.
Сейчас мы готовим 4 новых игры, в том числе фантастический сеттинг для тех, чьи родители не хотят, чтобы дети играли с оружием.
За все время работы над играми потратили порядка 10 млн.
А чтобы протестировать минимально жизнеспособную версию около 300 000 ₽. Тогда была 1 карта и 3 вида оружия.
Аренда – 230 995 ₽/месяц
Для VR-арены нужна большая площадь, а это, как следствие, высокая аренда. На последних этажах ТЦ под развлечения обычно дают скидки, но платеж все равно выходит немаленький.
Игровая площадь – 100 кв.м, тогда площадь всего помещения с раздевалкой и ресепшн – 250 кв.
В помещении должна быть хорошая вентиляция, чтобы набегавшимся игрокам не было душно.
Раньше думали, что важен свет, так как чем лучше освещенность, тем лучше работает трекинг на VR-очках, но оказалось, что нет. Есть рекомендация производителя по определенной освещенности на метр, но, по сути, не то чтобы сильно влияет.
Отличное освещение, важно только чтобы фоточки с мероприятий были красивыми.
В ковид всем делали скидки, но наш арендодатель снимал памятник федерального значения, а нам пересдавал. А ковидные скидки не прокатывали с ОКВЭДом: “субаренда”. Он эту скидку не получил и нам ее тоже не дал.
В итоге мои коллеги в ковид пошли по домам на оплачиваемую удаленку, я лежал на диване лицом вниз и готовился платить аренду.
Кстати, если сказать дизайнеру, что ремонт нужен футуристичным и крутым, смета на ремонт тоже будет выглядеть футуристично. В итоге проект пришлось несколько раз переделывать, а дизайнеры берут по 400 ₽ за квадрат.
Зарплаты (3 человека) – 132 382 ₽/месяц
Чтобы найти первого человека на известном сайте я выставил вакансию, но через полдня решил:
“А зачем мне человек, сначала я сам все подготовлю, а потом вывешу”.
Сижу, ковыряюсь в оборудовании, и заходит парень.
– Я видел вакансию, не успел откликнуться, поэтому пришел.
– А ты умеешь этим пользоваться? показываю виар шлемы
– Нет, но разберусь.
Так, у меня появился сотрудник, который действительно долго проработал.
А когда нанимаешь знакомых (например, девушек, действующих админов) получаешь проблемы.
Сейчас мои ребята зарабатывают на уровне зав.зам отдела г. Екатеринбург.
Интернет и видеокамеры – 12 000 ₽/месяц
Мои видеокамеры, как кобры, видят только движение, чтобы сэкономить место на серверах. Хотя, когда у нас украли планшет, они ничего не заметили и посчитали, что движения не было.
В основном камеры помогают разбираться с родителями детей. Они говорили: “Вот у меня дети стояли, им никто не помогал, все было плохо”, а на записи видно, что дети 2 часа довольные играют, админ подходит. Кидаешь запись, они раздраженно: “Все равно у вас все плохо”.
Иногда негативные отзывы – это целый детектив.
Налоги – 58 166 ₽/месяц
В пандемию в ряде регионов отдельным сферам давали ставку 1%, и у нас тоже такое было (1% на доход и 4% на доход минус расход). Но сейчас ставки снова, как у всех – упрощенка 6%.
Реклама – 45 000 ₽/месяц
В регионах у меня неплохо работают карты и 2ГИС, отвратительно – таргет Вконтакте.
Как-то я на месяц отключил Яндекс.директ, но запаниковал и вернул, чтобы не переживать.
Инвестиции в рекламу у меня больше похоже на религию. Если хочешь, чтобы клиенты были, ты должен тратить деньги и не смотришь на цену конверсии, чтобы не грустить.
Проверка пожарные извещателей – 2 500 ₽/месяц
В целом в развлекательном бизнесе смиряешься со всем.
– Локдаун и нельзя работать?
– Ок
– Аварийное освещение стоит дороже, чем все основное освещение
– Ну что поделать.
Итого точка на 231 квадрат тратит 538 504 в месяц.
В основном в виртуальную реальность приходят:
– Парни, которые в нулевые сбегали с уроков в компы
– Подростки – порубиться. Чем и хорош контрстрайк: сегодня одна команда проиграла, а через неделю они приходят, чтобы отыграться.
– Женщины и дети. Причем сначала мамы говорят:
Как же наши деточки будут стрелять?
А потом с удовольствием приходят снова.
– Парни – отдохнуть от офиса
– Именинники
По сути, VR-арена – просто еще одна разновидность бизнеса на мероприятиях, и новая альтернатива отметить день рождения или корпоратив.
Сейчас описанная точка приносит от 500 000 до 1 000 000 ₽ выручки.
Итого одна виар арена на примере средне – хорошего июня 2024-го года приносит порядка 300 000 ₽ прибыли.
То есть чтобы окупать 3,2 млн вложений, понадобится порядка 11 месяцев.
🛎 Если вы хотите, каждую неделю читать честные истории на основе интервью предпринимателями, подпишитесь на телеграм-канал “Упал, поднялся”. Подписываясь на канал, вы помогаете автору блога продолжать свою работу.
Здесь я хочу ввести важную оговорку. Бизнес на развлечениях подвержен большим рискам, особенно если у вас нет в собственности торгового центра. Я первую прибыль в этом бизнесе увидел через 7 месяцев, а до этого только спонсировал его с зарплаты.
Мне в этой истории крупно повезло не менее 4-х раз.
1. МЕГА дала мне условия, которые в норме торговые центры не дают, и тест этой ниши может стоить вам всех вложений.
2. Случилось 24-е февраля, и сфера геймдизайна попала в сложную ситуацию, за счет чего мне было легче найти подходящие кадры.
3. Первый мой разработчик – мой хороший знакомый, так совпало, что, когда меня интересовали деньги на виар арене, его интересовала подработка по специальности.
4. Скачки цен на стройматериалы и опять же начало СВО негативно сказалось на торговых центрах, и, так как очередь желающих арендаторов во время форс-мажора не стояла, я мог много зарабатывать на отличных условиях.
И кто знает, что бы было, если хотя бы одна счастливая случайность не случилась. Возможно, мне бы пришлось отдавать долг жене еще очень долго.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателем сети VR-арен «Metaforce» Сергеем Рудичем.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.