(Bloomberg) — Сырьевые трейдеры, накопив огромные деньги за последние два года, покупают нефтеперерабатывающие заводы, которые крупнейшие международные производители нефти и газа продают в рамках стратегической перестройки портфеля.
Это одна из областей, где торговые дома, которые давно мечтают о нефтеперерабатывающих и распределительных активах, которые помогают увеличить прибыль нефтяных гигантов, инвестируют огромные доходы от самого прибыльного периода в своей истории.
«Трейдеры видят возможность в конечном итоге получить завод, который может работать с множеством различных видов сырой нефти», — сказал Bloomberg Курт Чепмен, член совета директоров трейдера Levmet и бывший глава отдела сырой нефти в Mercuria Energy Group.
Таким образом, сырьевые трейдеры получают прямой доступ к нефтеперерабатывающему заводу, на который они могут отправлять часть продаваемой ими нефти, и становятся более крупными игроками на рынке сырой нефти и фьючерсов, чтобы хеджировать свою зависимость от физической сырой нефти, сообщает Bloomberg.
Владение этими активами дает возможность иметь больше возможностей при совершении сделок, больший доступ к физическим и бумажным рынкам и лучшее понимание поставок топлива. Участки выставлены на продажу, поскольку Big Oil сталкивается с давлением акционеров, чтобы сократить портфели, чтобы сосредоточиться на активах с наилучшей доходностью, а также разгрузить или очистить крупные загрязняющие предприятия, такие как нефтеперерабатывающие заводы.
В последнее время есть множество примеров. Крупнейший независимый нефтетрейдер Vitol Group в прошлом году подписал сделку о покупке 35% нефтеперерабатывающего завода Saras в Италии после достижения сделки с членами семьи Моратти.
В прошлом месяце Bloomberg сообщил, что торговый гигант Vitol Group подал заявку на активы американского нефтеперерабатывающего завода Citgo Petroleum Corp. после двухлетней сделки, в рамках которой он инвестировал в итальянский нефтеперерабатывающий завод Saras SpA и заправочные станции в Турции и Южной Африке. Vitol также подала заявку на материнскую компанию нефтеперерабатывающего завода Citgo Petroleum на продолжающемся аукционе, назначенном судом, сообщил Bloomberg в июне со ссылкой на источники, знакомые с этим вопросом.
Другой крупный трейдер, Trafigura, заявил в апреле, что Rhône Energies, его консорциум с Entara LLC, вступил в эксклюзивные переговоры о покупке нефтеперерабатывающего завода в Фос-сюр-Мер и терминалов в Тулузе и Виллет-де-Вьен у местного подразделения ExxonMobil Esso.
«Нефтеперерабатывающий завод будет продолжать вносить важный вклад в энергетическую безопасность в регионе и получит выгоду от глобальной торговой и логистической сети Trafigura», — сказал Бен Лакок, глобальный руководитель по нефти Trafigura.
Glencore также вошел в список крупнейших нефтяных трейдеров, покупающих нефтеперерабатывающие заводы у Big Oil. В мае Shell достигла соглашения о продаже своих нефтеперерабатывающих и химических активов в Сингапуре компании CAPGC Pte. Ltd., совместное предприятие Chandra Asri Capital Pte. Ltd. и Glencore Asian Holdings Pte. В то же время Glencore Plc является частью предприятия, которое согласилось купить нефтеперерабатывающий завод Shell Plc Bukom в Сингапуре, в то время как консорциум, включающий Trafigura Group, ведет эксклюзивные переговоры о покупке французского нефтеперерабатывающего завода Fos-sur-Mer.
«Недавние продажи в основном пошли на частный капитал, но все больше трейдеров приходят» к инвестициям в нефтеперерабатывающие заводы, сказала Лиз Мартин, советник Energex Partners и бывший трейдер BP Plc.
Закрепление в нефтеперерабатывающей отрасли дает трейдерам больше возможностей при принятии решения о том, отправлять ли определенные сорта нефти на свой собственный нефтеперерабатывающий завод или куда-то еще, например, на открытый рынок — в зависимости от того, что приносит больше денег.
«Трейдеры видят возможность в конечном итоге получить завод, который может работать с множеством различных видов сырой нефти», — сказал Курт Чепмен, член совета директоров трейдера Levmet и бывший глава отдела сырой нефти в Mercuria Energy Group Ltd.
Еще одно преимущество наличия бэкстопа для грузов заключается в том, что он позволяет трейдерам быть более смелыми в физических окнах, которые в конечном итоге устанавливают региональные эталонные цены. Кроме того, это дает им больше оснований для открытия бумажных позиций, чтобы хеджировать свои физические риски, что позволяет им быть более крупными игроками на рынках свопов и фьючерсов.
«Если у вас есть выход для Midland WTI в Европе, потому что вы приобрели нефтеперерабатывающий актив, то вы имеете прямое физическое влияние на механизм ценообразования», — сказал Чепмен. Нефтеперерабатывающие заводы «дают вам представление о том, что делает базовый актив, и позволяют вам потенциально использовать это на бумажных рынках для улучшения вашей торговли».
Некоторые добывающие производители традиционно неохотно имеют дело с торговцами, продающими свои грузы с прибылью, поэтому владение нефтеперерабатывающим заводом ставит трейдеров в более выгодное положение для заключения сделок о поставках, поскольку заводы являются важным покупателем сырых баррелей. Обеспечение этих поставок может дать больше информации об объемах и сроках доставки грузов конкурентов, что также поможет в принятии торговых решений.
Нефтеперерабатывающие заводы, которые трейдеры недавно купили, обычно расположены в крупных торговых центрах, таких как Средиземное море и Сингапурский пролив, что делает их доступными для доставки широкого спектра видов нефти. Сделки, как правило, заключались в пакетах акций или в рамках консорциумов, а не в прямых приобретениях, поскольку трейдеры, как правило, больше всего заинтересованы в получении прав на закупку сырой нефти для этих заводов.
Почему именно сейчас?
Блокбастерные прибыли дали сырьевым трейдерам наличные деньги для инвестирования в такие активы, как нефтеперерабатывающие заводы, а также для создания металлургических и сельскохозяйственных команд. Но еще одним ключевым аспектом продвижения нефтеперерабатывающих заводов является просто доступность.
Заводы по всему миру выставлены на продажу — и по бросовым ценам. Несмотря на хорошую маржу, такие компании, как BP, TotalEnergies SE, Shell и Exxon Mobil Corp., избавляются от активов, которые они больше не считают основной частью своего бизнеса.
Нефтяные гиганты также находятся под давлением со стороны институциональных инвесторов, требующих сокращения выбросов. Один из вариантов — потратить деньги на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, чтобы они стали более эффективными или производили более экологичное топливо. Другой — просто разгрузить их вообще.
«Акционеры хотят, чтобы компании сократили выбросы парниковых газов, и один из способов сделать это — продать нефтеперерабатывающие заводы», — сказал Стив Сойер, консультант Facts Global Energy. «Это мало что делает для планеты, потому что покупатели собираются управлять им аналогичным образом, но это основная причина, по которой владельцы нефтеперерабатывающих заводов продают».
Маржа переработки исторически была очень цикличной, и крупные основные активы с волатильной маржой потенциально могут представлять риск для трейдеров с высокой долей заемных средств. Прибыль Vitol в какой-то момент упала почти до нуля, поскольку она боролась с затратами на модернизацию канадского завода Come by Chance в 1990-х годах. А в 2020 году жесткие торговые условия вынудили Gunvor Group Ltd. закрыть свой убыточный нефтеперерабатывающий завод в Антверпене, Бельгия, актив, который с тех пор она продала.
Тем не менее, маржа может стать более стабильной, поскольку отрасль замедляет инвестиции в новые нефтеперерабатывающие заводы в ожидании пикового спроса на нефть, даже несмотря на то, что потребление топлива в развивающихся странах продолжает быстро расти.
«В течение некоторого времени мы говорили, что, хотя в период с 2019 по 2025 год наблюдался всплеск нефтеперерабатывающих мощностей, на период после 2025 года было запланировано очень мало», — сказал Сойер, который ранее руководил операциями по переработке в BP.
По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, индустрия торговли сырьевыми товарами в настоящее время имеет средства для стратегического реинвестирования в долгосрочные сделки и стратегические решения. Одним из выигрышных шагов для реинвестирования непредвиденных доходов может быть инвестирование в активы, «что дает трейдерам большую свободу действий и влияние на товары, которыми они торгуют», — сказал Оливер Уайман в отчете в начале этого года.