Российская экономика за последние полтора десятилетия столкнулась с серией масштабных кризисов — от глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. до санкционных атак 2022 года. Каждый кризис был уникален, подобно монстрам из фантастических фильмов они крушили и уничтожали то, что люди возводили годами. И каждый раз Банк России и Правительство выходили с иконой и молитвами применяя широкий арсенал антикризисных мер.
Подробный анализ этих смертельных баталий представлен в докладе Банка России. Он позволяет проследить эволюцию антикризисной политики, оценить сильные и слабые стороны различных инструментов, а также уверовать в мощную мощь Русского финансового сектора.
Банк России подобно дракону, защищающему своё золото, становился все хитрее и коварнее испепеляя своих врагов уже на подходе. Переход после
2014 г. к режиму плавающего валютного курса и инфляционного таргетирования заметно повысил устойчивость экономики от атак вурдалаков и заграничных упырей. Банк России создал систему макропруденциальных инструментов, позволяющую эффективно управлять системными рисками. Были усилены требования к качеству капитала и ликвидности банков. Все это позволило в 2022 году, несмотря множественные орды санкций, избежать финансовой нестабильности и поддержать кредитование экономики вливая в нее модифицированные антитела.
Действия Банка России не были идеальными и всегда своевременными, однако именно они предотвращали распространение чумы и толпы ходячих мертвецов в острых фазах кризиса. Валютные интервенции и предоставление валютной ликвидности помогали стабилизировать валютный рынок. Расширение инструментов рефинансирования и послабление требований к залогам позволяли насытить экономику рублевой ликвидностью. Временные регуляторные послабления по резервам и переоценке ценных бумаг предоставляли банкам время для адаптации к новым реалям без потери капитала, хотя и с потерей боевых товарищей.
Богиня финансов постоянно координировала каждую меру с бюджетной политикой Правительства и поддерживала наиболее пострадавшие сектора и группы населения, исцеляя раненых и хороня погибших. Оценки показывают, что без антикризисных мер спад кредитования в 2022 году мог быть почти на 8% больше. А каждый рубль поддержки капитала банков трансформировался в 5 рублей дополнительных кредитов экономики.
Благодаря третьему глазу Банк России видит будущее, говоря о снижении ставки, уходу от рисков, увеличения доверия проводимой политики, общей радости и гармонии. В реальности ему приходится балансировать под куполом цирка, ища равновесие между краткосрочным стимулом и долгосрочной устойчивостью.
Наша сказка будет обрастать страшными лешими, жуткими морскими чудовищами, но уже в следующих сериях…