В России активно обсуждается идея привлечения средств частных инвесторов в лифтовую отрасль — на ускоренную замену подъемного оборудования в жилых домах. Инициатором предложения, которое поддержал Минстрой России, выступает Ассоциация «Российское лифтовое объединение». О том, что стоит за этой идеей, когда ждать «лифтовых» облигаций, а также как членство России в Таможенном союзе влияет на темпы обновления лифтов, в интервью Boomin рассказал президент Ассоциации «РЛО» Сергей Чернышов.
— Общественный совет при Минстрое России 30 мая поручил Ассоциации «РЛО» подготовить «пилотный проект» выпуска облигаций для финансирования работ по замене лифтов. Речь идет о многоквартирных домах, собственники которых выбрали способом формирования взносов на капремонт специальный счет. С чем связано появление этой инициативы?
— Связано с высоким износом лифтов в жилищном фонде страны. По последним данным Минстроя России, в эксплуатации находится 545 тыс. лифтов в многоквартирных домах, из них 78,5 тыс. выработали нормативный срок службы в 25 лет и не отвечают требованиям безопасности. То есть фактически несут угрозу жизни значительной части населения страны. Просто вывести старый лифт из эксплуатации невозможно — для многих социальных групп это безальтернативная возможность добраться до своих квартир. Но и вкладывать деньги в его ремонт также не имеет смысла. Такие лифты нужно заменять на современное энергоэффективное оборудование. Причем делать это максимально быстро.
Это масштабная проблема. Из 78,5 тыс. изношенных лифтов примерно 40 тыс. единиц находится в домах, где средства на капремонт собираются так называемым «котловым» способом, когда все платят за тех, у кого состояние общедомового имущества хуже. За модернизацию лифтов в таком жилищном фонде отвечают местные власти в лице региональных операторов капитального ремонта. И тут худо-бедно задача решается, и мы ожидаем, что в течение трех-четырех лет все старые лифты в таких домах будут заменены.
Куда более острая проблема с заменой лифтов в многоквартирных домах, средства на капремонт которых по решению собственников аккумулируются на «специальных счетах». Сегодня в таком жилищном фонде эксплуатируется порядка 38,5 тыс. лифтов старше 25 лет. По сути, каждый спецсчет — это отдельный кошелек. И часто имеющихся в нем средств не хватает для замены лифтов.
— Проблема высокого износа лифтов касается всех российских регионов или только дотационных?
— В России есть регионы, которые давно решили проблему отработавших срок службы лифтов. Это Москва и Московская область — богатые регионы, фонды капитального ремонта которых обладают значительными финансовыми возможностями. Пожалуй, можно назвать еще один благополучный субъект — Санкт-Петербург, где уже в следующем году не останется ни одного лифта старше 25 лет. Остальные российские регионы далеки от решения этой проблемы. Где-то, как, например, в Челябинской области, количество лифтов, требующих замены, сведено к минимуму, а где-то, как в Саратовской области, это всё еще существенный объем. Основная причина — маленькие тарифы на капитальный ремонт, которые установили местные власти. Лифт — дорогостоящее имущество. Его средняя стоимость сегодня составляет 3,5–4 млн рублей.
— Что конкретно предлагает Ассоциация «РЛО» для решения проблемы?
— Проблемой ускоренной замены лифтов мы занялись около семи лет назад, разработав программу для региональных фондов капитального ремонта. Речь идет о модернизации подъемных машин на условиях рассрочки оплаты для собственников жилья. Опыт оказался удачным, и по поручению Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России мы подключились к решению вопроса замены лифтов в домах, имеющих спецсчета. Был запушен пилотный проект, в котором сегодня участвует 28 регионов, включая Москву, Санкт-Петербург, Удмуртию, Красноярский край, Архангельскую и Новгородскую области.
Как это работает. Жители многоквартирных домов — владельцы специальных счетов — отправляют в Ассоциацию «РЛО» заявку на участие в программе. Экспертная комиссия ассоциации в течение трех-пяти дней делает расчет всех затрат и принимает решение о включении дома в проект. После того, как за замену лифтов проголосует квалифицированное большинство собственников многоквартирного дома на общем собрании, подрядчики приступают к работе.
Условия проекта для владельцев специальных счетов достаточно комфортные. Сначала жители вносят аванс в размере 30% от стоимости лифта. После того, как лифт смонтирован и запущен в эксплуатацию, они платят еще 20%. На оставшуюся сумму (50%) подрядчик предоставляет беспроцентную рассрочку оплаты сроком до пяти лет. Источниками платежей здесь выступают текущие начисления на капремонт. Проект показал, что владельцы специальных счетов — качественные и ответственные заемщики. Причем многие из них стараются погасить задолженность досрочно.
— В описанной вами модели инвесторами выступают подрядные организации?
— Да. Они вкладывают собственные средства и привлекают банковские кредиты. К сожалению, банки не могут кредитовать спецсчета как в силу их юридического статуса, так и отсутствия залогового имущества. Участие в нашем проекте для многих компаний — это возможность загрузить свои мощности.
Членами Ассоциации «РЛО» являются крупнейшие российские производители лифтов и компонентов, подъемных платформ, эскалаторов, разработчики диспетчерской связи, монтажные и сервисные организации. И многие из них сегодня испытывают проблему с заказами.
— А если на спецсчете нет средств, чтобы оплатить даже половину стоимости нового лифта?
— Если все накопления на спецсчете собственники потратили на другие виды работ и модернизировать лифты не на что, то в соответствии с Жилищным кодексом РФ дом переходит в Фонд капитального ремонта. И уже там изыскиваются возможности для решения этой проблемы. Если средств на спецсчете не хватает, но мы видим, что за два-три года минимальный объем накоплений будет достигнут, мы включаем дом в проект.
Сейчас обсуждается возможность субсидирования работ по замене лифтов из средств регионального и муниципального бюджетов. Ожидается, что местные власти оплатят 20% стоимости оборудования в тех случаях, когда средств на спецсчете хватает лишь на 30% работ по замене грузоподъемной машины.
Наконец, мы видим отличную возможность ускорить темпы замены лифтов в домах за счет средств фондового рынка путем выпуска облигаций.
— И когда вы планируете привлечь первый заем на бирже?
— Пилотный выпуск планируем разместить до конца 2024 г. В качестве эмитента выступит ООО «Специализированное финансовое общество «РЛО замена лифтов», сокращенно — СФО РЛО. Компания была зарегистрирована в октябре 2023 г. Облигационный заем будет обеспечен ежемесячными платежами со спецсчетов капремонта многоквартирных домов.
Также мы выступили с предложением разрешить собственникам многоквартирных домов инвестировать средства спецсчетов в облигации. Такой возможностью могли бы воспользоваться жители новых домов, капремонт в которых, включая замену лифтов, потребуется через 15-20-25 лет. Сейчас жилищный кодекс разрешает размещать накопления на спецсчетах только на депозитах определенной категории банков, где их деньги фактически обесцениваются. По данным Фонда развития территорий, на 1 января 2024 г. на спецсчетах находилось около 260 млрд рублей. Было бы хорошо, чтобы в сложившихся экономических условиях эти деньги работали на собственников, а не лежали на депозитах под 6% годовых.
— Но чтобы, как вы говорите, деньги работали на собственников многоквартирного дома, те должны принять соответствующее решение на общем собрании. Технически это сделать непросто…
— Все эти процедуры давно отработаны. Каких-то существенных проблем мы здесь не видим. Тем более, что владельцы спецсчетов — это ответственные собственники, которые когда-то приняли решение, что сами будут определять, как им содержать и ремонтировать свой дом.
— Очевидно, что проблема высокого износа лифтов в стране возникла не вчера. Почему только сейчас решили привлечь в отрасль средства фондового рынка?
— Как член Таможенного союза ЕАЭС Россия в 2011 г. взяла на себя обязательства к 2020 г. заменить все лифты старше 25 лет. Таковы требования технического регламента. Затем срок был перенесен на 15 февраля 2025 г. Сейчас обсуждается возможность решить задачу к 2030 г. В апреле этого года президент России Владимир Путин поручил правительству и главам субъектов разработать предложение по ускоренной модернизации лифтов в домах со спецсчетами.
Очевидно, что заменить все лифты старше 25 лет за счет накопленных на спецсчетах средств невозможно. Речь идет о сумме в 150 млрд рублей. Требуется привлечение дополнительных, внебюджетных источников финансирования — средств частных инвесторов.
— Но сегодня в стране эксплуатируется 78,5 тыс. лифтов, не отвечающих требованиям безопасности. Каждый год их число будет только множиться, а значит, будут расти и расходы по их замене…
— Да, примерно на 10 тыс. лифтов в год в зависимости от темпов ввода жилья, которые были 25 лет назад. Наша инициатива учитывает этот рост.
— Кто определяет итоговую стоимость замены лифта в многоквартирном доме?
— В соответствии с Жилищным кодексом РФ предельную стоимость замены лифта определяет субъект федерации.
— Насколько значительны колебания предельной стоимости замены лифтов в зависимости от региона?
— Конечно, если мы возьмем Дальний Восток, то из-за дорогой логистики колебания будут значительными. На Камчатке замена лифта стоит примерно в два раза дороже, чем в Тверской области. К сожалению, на Дальнем Востоке лифты не производят.
— Вы сказали, что лифтовые заводы в России недозагружены. Каковы их возможности по росту производства?
— В прошлом году заработал «Серпуховский лифтостроительный завод». В свое время он был построен группой «СУ-155». Потом группа обанкротилась и завод вместе с ней. Предприятие было выкуплено новыми собственниками и теперь готово выпускать 12 тыс. лифтов в год. Но в планах на этот год — производство лишь 2 тыс. лифтов: нет заказов. Недозагружены и «Щербинский лифтостроительный завод», и «Карачаровский механический завод». Последний недавно был выкуплен с торгов мэрией Москвы, которая решила заняться производством лифтов. Ежегодно в России производится и монтируется 42-43 тыс. лифтов. И эта цифра из года в год практически не меняется. При этом мощности действующих в стране 25 лифтостроительных заводов позволяют дополнительно выпускать до 30 тыс. единиц подъемного оборудования.