Накануне немецкая компания Uniper заявила о своём намерении расторгнуть долгосрочный контракт с дочерней структурой Газпрома ООО «Газпром экспорт» на импорт российского трубопроводного газа в Германию. Поставки по данному контракту фактически прекратились ещё в 2022 году, в связи с санкционным давлением со стороны G7 и ЕС, которое сделало невозможным продолжение работы газопровода «Северный поток».
Как сообщил Интерфакс, неназванная «крупная европейская энергетическая компания» добилась судебного решения, которое предписывает структуре OMV Gas Marketing & Trading GmbH направлять платежи по контракту с ООО «Газпром экспорт» этой самой компании. Оставшиеся в Европе получатели газа от Газпрома (в Венгрии и Австрии) также сообщали о попытках третьих сторон перехватить платежи за российский газ. По сложившейся практике и российскому законодательству, подобные прецеденты предполагают немедленное прекращение поставок, в связи с чем в Венгрии был принят нормативный акт о том, что платежи за российский газ могут осуществляться только в пользу ООО «Газпром экспорт».
Тем не менее, сохраняются определённые риски того, что в Австрии могут быть наложены обеспечительные меры по судебному решению Uniper, которые, в свою очередь, могут быть чреваты потерей 12,5% европейского экспорта (около 8 млрд кубометров в год), или 8% всех экспортных объёмов Газпрома. Несмотря на то, что на данный момент мы не видим прямых признаков неуплаты по действующим контрактам, сам факт исполнения решения суда в отношении долгосрочных контрактов предполагает, что немецкая компания может продолжить попытки остановки платежей.
При этом само заявление Uniper сулит Газпрому пусть и формальное, но продолжающееся сворачивание деятельности в Европе, которая, в свою очередь, по-прежнему остаётся одним из ключевых рынков сбыта для российского газа. Мы не исключаем, что ухудшение перспектив восстановления трубопроводного экспорта российского газа в Европу может повлечь за собой сдержанно-негативную реакцию в акциях Газпрома на этой неделе, поскольку это, на наш взгляд, будет главным фактором снижения инвестиционной привлекательности газовой корпорации на горизонте 2024-2025 годов.