Инициативы Президента в послании к Федеральному собранию по разным оценкам требуют дополнительных расходов в размере 1,5-2 трлн руб. в год. Для их выполнения рассматривается повышение налогов. Минфин подготовил и внес в правительство законопроект об изменениях в налоговой системе (суммарно должны принести в бюджет около 2,6 трлн руб.).
Повышение налогов — это негатив (давление на доходы компаний). С другой стороны, это источник для дополнительных гос. расходов. В результате сначала будет давление на экономику (когда налоги повысятся), но долгосрочный эффект нейтральный — со временем будут расти доходы компаний и потребителей по мере реализации дополнительных госрасходов.
В отношении компаний Минфин предлагает:
— Повысить налог на прибыль компаний с 20% до 25% с 2025 г., при этом отменить курсовые экспортные пошлины.
— Повысить налог на прибыль для IT компаний с 0% до 5%.
— Повысить НДПИ на производство калийных удобрений в 2,3 раза, фосфорных — в 2 раза и ввести акциз на газ для производства аммиака для азотных удобрений.
— Повысить НДПИ при добыче железной руды в 1,15 раза.
— Не менять налоговую нагрузку для отраслей с соотношением капитальных вложений к выручке более 20% (под такой критерий могли бы подойти «Полюс», Газпром, «Алроса», «Норникель», «Совкомфлот», Whoosh).
Для большинства компаний, на которые мы делаем ставки, повышение налогов некритично. В среднем негативный эффект от повышения налога на прибыль на оценки компаний, по нашим расчетам, составит 4-7%.
Отдельно отметим, что НДПИ на железную руду повлияет минимально на оценки сталеваров (эффект на целевые предварительно меньше 1%). При этом для «Фосагро» повышение НДПИ станет дополнительным негативным фактором. Мы и без этого не считаем акции компании интересными для покупки по текущим ценам. Без высоких цен на удобрения компании не удастся показывать столь впечатляющие результаты в 2024 г., как в 2022 г., и платить высокие дивиденды.
Светлана Дубровина, Senior Analyst