Когда ведущие мировые газовые трейдеры встретились в конце апреля в отеле на берегу канала на окраине Амстердама, атмосфера была обычной: кофе, круассаны и споры о сделках на предстоящую зиму. Затем появились новости об утечке на крупнейшем в Европе заводе по производству сжиженного природного газа, расположенном за полярным кругом в Норвегии.
Проблема, обнаруженная во время планового тестирования систем безопасности предприятия, была быстро устранена, но не раньше, чем вызвала кратковременный скачок цен на природный газ. В Нидерландах это послужило неприятным напоминанием о могуществе единственной компании, Equinor ASA.
За более чем два года с начала СВО норвежский нефтегазовый гигант незаметно присвоил корону, которая когда-то принадлежала российскому ПАО «Газпром».Сейчас Норвегия поставляет 30% газа блока; до войны «Газпром» поставлял около 35% всего газа в Европе. Из более чем 109 миллиардов кубометров природного газа, которые Норвегия экспортировала в Европу в прошлом году — этого достаточно, чтобы обеспечивать энергией Германию до 2026 года, — примерно две трети были проданы Equinor.
Пока Европейский союз продолжает сильно зависеть от ископаемого топлива, норвежские углеводороды будут необходимы для поддержания жизни в Европе.
Новая известность компании также вызвала вопросы о том, не подвергают ли европейские лидеры свои страны риску, слишком сильно полагаясь на единственного поставщика. Хотя Норвегия считается надежным торговым партнером с долгой и последовательной историей поставок энергии в Европу, длительные отключения и решение проблем с техническим обслуживанием, которые влияют на цены на энергоносители, оказали волновой эффект на весь континент.
Идея о том, что газ не исчезнет в ближайшее время, точка зрения, которую решительно поддерживает газовая промышленность, выдвинула Норвегию в центр обсуждения вопросов обеспечения безопасности энергетических ресурсов Европы.
Новая роль Норвегии как поставщика газа в Европу оказалась очень прибыльной — экспорт газа достиг рекордного уровня в 1,4 трлн крон (130 млрд долларов) в 2022 году, — но это также поставило под вопрос зеленое будущее Норвегии. Хотя страна стала лидером в таких инициативах, как переход на электромобили, недавний всплеск спроса на газ привел к перенаправлению финансовых ресурсов и талантов обратно в нефтегазовый сектор. Такие организации, как Гринпис, выразили обеспокоенность тем, что переход Европы на норвежский газ может произойти за счет более широкого перехода к экологизации.
Растущая значимость Equinor в Европе оказалась в центре внимания прошлым летом, когда компания объявила о продлении технического обслуживания на некоторых из своих крупнейших газовых объектов . За считанные минуты цены на газ выросли почти на 20%.
www.bloomberg.com/news/features/2024-05-13/equinor-how-norway-s-gas-giant-quietly-took-over-europe?srnd=homepage-europe