В пятницу «Ведомости» написали о приросте запасов нефти и газа в России в 2023 году по категориям A+B+C1 – по нефти он был минимальным с 2017 года. Тон статьи пессимистический. Оправдан ли пессимизм?
Думаю, что нет. Не в первый раз слышу сетования якобы на недостаточное восполнение запасов. Но почему недостаточное? Могут быть вопросы к точности оценок, к извлекаемости запасов при наличных технологиях и ожидаемых ценах. И все же прирост 565 млн т в год больше, чем добыча — около 530 млн т нефти и конденсата в 2023 году.
В 2024 году добыча жидких УВ в России вряд ли вырастет. Возможны разные сценарии, в том числе с повышением квот ОПЕК+ в середине года на фоне очень высоких цен. И все же – по чисто арифместическим соображениям – более вероятно снижение добычи год к году. Стоит ли беспокоиться, что прирост запасов окажется (как ждут Роснедра) «всего» 525 млн т? Если этого достаточно, чтобы покрыть добычу, то не стоит.
Я бы добавил, что отсутствие в списке крупных месторождений на арктическом или дальневосточном шельфе и вообще на большом расстоянии от существующей инфраструктур — это аргумент в пользу реальной извлекаемости этих запасов.
Предположим, что открыто крупное месторождение или целая группа месторождений на шельфе или в отдаленном регионе без инфраструктуры. Оценочные запасы достаточно велики, чтобы в приниципе, при определенных условиях, оправдать свою разработку. Тогда их могут поставить на баланс. На бумаге — внушительное приращение.
В такой ситуации всегда есть риск, что компания, получив лицензию на м/р, отвлечет на него ресурсы в ущерб другим проектам. Более того, на этапе реализации могут возникнуть непредвиденные, не зависящие от компании препятствия. Например, санкции, из-за которых шельфовые проекты затягиваются на многие годы.
Между большим приращением запасов за счет потенциально капиталоемких и рискованных и более скромным – за счет месторождений в традиционных регионах я скорее выберу второе. В условиях, когда нет доступа к технологиям для разработки запасов типа А, но есть технологии для освоения запасов типа Б, большой прирост запасов типа А – лишь задел на далекое будущее. А запасы типа Б – как минимум «синица в руке».