На прошлой неделе компания Ozon представила результаты за 4 кв. 2023 г. Отчет в целом хороший, никаких сюрпризов не было. Также в офисе компании прошла очная встреча с инвесторами и партнерами, которую мы посетили. Делимся с вами основными тезисами.
Подробнее о результатах за 4 кв. 2023 г.
— GMV (вкл. услуги) в 4 кв. 2023 г. вырос на 111% г/г, до 625,8 млрд руб. По итогам всего 2023 г. прирост GMV составил также 111% (достиг 1752 млрд руб.), что превысило прогноз компании по росту на 90-100%. Эти данные были известны уже на момент публикации операционных результатов 14 февраля.
— Валовая прибыль за 4 кв. выросла всего на 5%, до 13 млрд руб. Валовая рентабельность составила 2,1% против 4,2% в 4 кв. 2022 г. Снижение валовой рентабельности г/г было ожидаемо и обусловлено инвестициями в развитие (компания привлекает клиентов, применяя различные ценовые стратегии). В то же время есть позитивный момент — расходы на фулфилмент и доставку в % от GMV г/г cнизились (в абсолютном выражении расходы на логистику росли в связи с продолжающимся расширением логистических мощностей и ростом зарплат на фоне дефицита кадров).
Считаем, что на горизонте года валовая рентабельность Ozon может оставаться сниженной. Компания продолжает инвестировать в рост, привлекать клиентов. Кроме этого, растет стоимость сотрудников и ремонтов/аренды для открытия ПВЗ, и мы предполагаем, что в моменте это может ограничивать возможности Ozon повышать комиссии. Но в долгосрочной перспективе эти траты все равно будут переложены на потребителя через повышение цен на товары.
— Скорр. EBITDA за 4 кв. 2023 г. составила 0,1 млрд руб. (против 3,9 млрд руб. в 4 кв. 2022 г.), а по итогам 2023 года — 4,2 млрд руб. (против убытка в размере 3,2 млрд руб. в 2022 г.)
Тезисы со встречи в Ozon, которую мы посетили
Прогнозы. По итогам 2024 г. компания ставит перед собой цель показать рост по GMV порядка 70%. EBITDA в 2024 г. будет оставаться положительной. На горизонте 3-4 лет видят рентабельность по EBITDA на уровне 3-4%.
Долгосрочные планы. Занять 40% онлайн-рынка и 3-5% рынка ретейла. Стратегия Ozon на текущий момент — максимизировать долю рынка, вопрос с прибыльностью решится за счет эффекта масштаба
Число активных продавцов на Ozon достигло отметки 450 тыс. (рост в 2 раза за 2023 г.), покупатели оформили 1 млрд заказов в 2023 г. Количество ПВЗ в 2023 году выросло в 2 раза, до 45 тыс. шт., площадь логистических складов составила более 2,5 млн кв м. Количество активных клиентов — 46 млн чел, 90% покупателей находятся в регионах.
Складские мощности. На вопрос, как они планируют расширяться в условиях нехватки подходящей инфраструктуры, в компании ответили, что подходящей инфраструктуры не было практически никогда, всегда всё строили, чтобы отвечало задачам. Та инфраструктура, которая будет вводиться в 2024-м, уже законтрактована. Далее будут заключаться контракты на будущие годы. Наличие подрядчиков, которые строят складскую инфраструктуру, достаточное (чтобы построить то, что нужно, на горизонте 9 мес.)
Финтех долгосрочно будет одним из самых прибыльных сегментов. В ближайшее время компания раскроет данные по сегменту.
Регуляторные инициативы. Регулирование нужно, при этом очень важно, чтобы регуляторные инициативы не снижали адаптивность компании. Ни одна из предложенных инициатив не является угрозой для бизнеса.
Редомициляция. Ряд действий, намеченных до конца года, приблизит компанию к переезду. Есть сложности/ограничения, которые не позволяют это сделать быстро. Доля иностранных инвесторов неизвестна.
Светлана Дубровина, Senior Analyst