Объемы угля, предназначенные для перевалки в Тамани, теряются для экспортного рынка, так как не могут быть перенаправлены в другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и пограничные переходы) на основании положения об утверждении плана транспортировки угля. Так, в январе-марте 2024 г. отгрузки в порт Усть-Луга также сильно упали до 10,2 млн т (-2,4 млн т или -18,9% г/г).
Объемы угля в графике РЖД уже распределены по экспортным направлениям с учетом снижения добычи рядом угольных компаний в результате потерь, вызванных снижением мировых цен и ростом себестоимости. Из-за жесткой политики Тамани по нормам перевалки многие крупные производители были вынуждены сократить добычу и в настоящее время, даже если «ОТЕКО» снизит тарифы, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, так как для возобновления прежнего уровня добычи потребуются месяцы, при условии наличия средств.
В 1 квартале 2024 года российские угледобывающие компании продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, среди которых: падение мировых цен, рост железнодорожных тарифов и ставок перевалки в портах, а также логистические проблемы, связанные с ограниченной пропускной способностью на сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки (дорогостоящий фрахт) при поставках угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России.
В 2023 году общий объем перевалки OTECO, принадлежащей Мишелю Литваку, составил 25,1 млн т (-4,9 млн т или -15% г/г).