Блог им. artemkovtun

World of BIG ships

Так или иначе, все уже видели заглавия про постройку всё больших кораблей. Круизные лайнеры, сухогрузы, нефтяные танкеры, контейнеровозы, глубже порты, шире каналы. На фото ниже — новый самый крупный Титаник. Большой да, но все же слабо понятно -
какие масштабы переоборудования торгового флота, какие процессы там происходят и индикатором чего являются.  

World of BIG ships

Посмотрим на несколько таблиц и картинок по контейнеровозам. 

World of BIG ships

Сначала глянем долю контейнерных перевозок в морской торговле. Ведь, в конечном итоге оборот контейнеров это лишь индикатор всей деловой активности, насколько он значим? Ниже структура морской торговли в 2014, по убыванию: нефть, контейнеры, не главные насыпные грузы, железная руда, уголь, прочие насыпные грузы, нефтепродукты, газ и химия, зерновые. Доля контейнеров достаточно большая, что бы ее динамика отражала деловую активность и мира, и отдельных регионов. Кроме объема, это еще и уникальный груз — для конечного потребления населением, это само по себе индикатор деловой активности и региона потребления, и региона производства. 

World of BIG ships

Оборот контейнеров в мире растет, замедлившись лишь в 2015 году по отдельным регионам (Азия-Европа), но по другим прирастая и дальше (внутри Юго-Восточной Азии, и транс-Пасифик). Стагнации или обвала мировой экономики по прежнему не видно. 

Контейнеры
World of BIG ships
В разрезе грузов: контейнеры, прочие насыпные грузы, топ-5 сухих грузов, нефть (доля газа очень маленькая)
World of BIG ships

Это были вводные, что оборот не снизился. Посмотрим картинку ниже. На гистограмме изображено количество кораблей 8-12 000 TEU (тысяч стандартных контейнеров вместимостью) на разных маршрутах. Как видим, Азия-Европа довольно резко просела по количеству кораблей, Транспасифик замедлил рост, Север-Юг тоже замедлил, голубеньким показаны Non-ML, не главные линии, местные маршруты на пути между Азией и Европой. Всего кораблей 8-12 000 TEU в мире 539 штук, или 25% всего флота. Какая же причина такого обвала на шелковом пути с 230 до 100 кораблей?! 
World of BIG ships
Одна из причин, наверно, это оптимизация логистики. Видел краем глаза статьи, где шла речь об оптимизации торгового потока и развитии центров перевалки и концентрации грузов (Сингапур). Возможно, корабли сняли с длинного маршрута и поставили бегать на коротких отрезках, в этом есть доля эффективности, проверено в Anno 2070 :). Но погрузка-разгрузка стоит денег и все же главной стратегией компаний-перевозчиков вроде есть: 1] укрупнение самих компаний, и управление грузами внутри своей компании, оптимизируя их поток (за последнее время на рынке сразу парочка мега слияний); 2] укрупнение кораблей (экономия стоимости перевозки 20-30% между каждым типоразмером кораблей; из Китая везут сразу в Гамбург огромным кораблем, а оттуда развозят дальше). Об укрупнении пишут и отраслевые газеты и уже даже обзоры ООН. Так много это значит для экономики мира, и для перемен в ней.

Вероятно, снижение количества кораблей 8-12 000 TEU в два раза на маршруте Европа-Азия достигнуто за счет ввода новых кораблей свыше 12 000 TEU! А ведь 8-12 000-ые это уже гиганты. Если тренд продлится, то возить грузы будут 1-2-3 компании между 2-3-4 крупнейшими глубоководнейшими портами, более мелкая логистика останется почти не у дел. Посмотрим на динамику этого процесса? 

World of BIG ships

World of BIG ships

World of BIG ships

18 000 TEU это на минуточку в 2 раза больше чем 8 000, совсем недавно считавшийся крупным размером контейнеровоза. Совсем немного увеличили ширину и длину, даже не увеличивали количество рядов контейнеров вверх (на картинке выше — справа схемы). И есть еще резервы. Осадка кораблей ограничена 20-22 метра: глубиной Суэцкого канала. Сухогрузы давно уперлись в этот потолок. У контейнеровозов осадка еще 16 метров у самых крупных Triple-E, им есть куда расти. Кроме того, ограничение по осадке тоже пробуют решать. Из-за дешевого топлива и пробок в Суэцком канале все более популярен путь вокруг Африки, в Никарагуа вроде в 2016 году таки начнут рыть (обещали с 2015) новый канал через перешеек Америк. И глубина осадки может стать еще более доступной. Как такие метаморфозы изменят логистическую карту мира. От богатства или упадка порта зависит богатство или упадок целых регионов, а то и стран. Куда же уже больше? 

World of BIG ships

World of BIG ships

Источники: 
http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2015_en.pdf
http://www.marinelink.com/news/deployment-locations407076.aspx
★9
1 комментарий
Большие лодки… интересно. спасибо
avatar

теги блога Артем Ковтун

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн