Новости рынков
Правительство РФ 9 декабря 2025 года утвердило изменения в правила формирования единого реестра российского ПО, который дает право на налоговые льготы и отсрочки от армии. По новым требованиям, компании, желающие включить программно-аппаратные комплексы (ПАК) для генеративного ИИ, должны иметь собственный центр обработки данных мощностью не менее 10 МВт и хранилища данных объемом не менее 1 эксабайта. Кроме того, ПАК должен обеспечивать обработку задач машинного обучения на 1 тыс. GPU, иметь чипы с матричными умножителями с производительностью 8,75 PFLOPs FP4 и высокоскоростные сетевые адаптеры с пропускной способностью 400 Гбит/с с RDMA.
В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Григоренко отметили, что постановление «не отсекает возможности по попаданию в реестр для ИТ-бизнеса», а лишь вводит отдельную категорию для генеративных ИИ-моделей. При этом российская индустрия пока не выпускает такие чипы, и рынок использует механизмы цепочек поставок для обеспечения инфраструктуры.
Эксперты рынка предупреждают, что новые требования создают высокий технологический и финансовый барьер. Основатель WMT AI Игорь Никитин оценивает рост затрат на инфраструктуру в 40–70%, а независимый эксперт Алексей Лерон считает, что концентрация мощностей у небольшого числа крупных игроков приведет к росту цен и снижению гибкости для B2B-сегмента.
Также отмечается, что наличие вычислительных мощностей не гарантирует качества конечного продукта, и многие зарубежные компании арендуют инфраструктуру, не создавая собственные ЦОДы. Советник ЮК ЭБР Кристина Мкртчян прогнозирует, что мелкие и средние разработчики могут быть вытеснены с рынка, оставив «два-три доминирующих игрока с инфраструктурой мирового уровня». Ведущий инженер НОЦ ФНС и МГТУ Николай Калуцкий указывает, что новые правила могут затруднить сотрудничество между разработчиками ПО и производителями оборудования, сокращая потенциал рынка стартапов.
Таким образом, ужесточение требований делает включение ПАК в льготный реестр крайне затратным процессом, ограничивая доступ малых и средних компаний к налоговым преференциям и концентрируя рынок в руках крупных игроков.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8273036?from=doc_lk