Новости рынков
Федеральные власти рассматривают возможность ввести для маркетплейсов запрет на принуждение владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) к открытию исключительно монобрендовых объектов. Такая мера заложена в проекте «дорожной карты» Минпромторга по формированию национальной модели торговли и может вступить в силу в 2026 году через федеральный закон или обязательные стандарты.
Возврат к мультибрендовой модели позволит владельцам ПВЗ повышать рентабельность за счёт увеличения загрузки и возможности принимать заказы от нескольких платформ. По данным 2ГИС, в июне 2025 года в российских городах-миллионниках работали 51 тыс. ПВЗ — на 51% больше, чем годом ранее. Владельцы чаще всего являются сторонними предпринимателями, развивающими бизнес по франшизе маркетплейсов или логистических компаний.
Эксперты отмечают, что монобрендовые ПВЗ проще интегрировать в единую логистическую систему маркетплейса, оптимизировать график курьерских заездов и контролировать возвраты. «Последняя миля» важна для контакта с клиентом, и маркетплейсы стремятся, чтобы потребитель видел их бренд, а не конкурентов, поясняет руководитель проектов Strategy Partners Роман Самойлов.
Однако практика мультибрендового формата уже существует. Крупные маркетплейсы используют ПВЗ «Почты России», а Lamoda и Avito выдают заказы через точки «Яндекс Маркета». Владельцы эффективных пунктов могут договариваться о работе с несколькими платформами. Оzon и Wildberries также позволяют партнёрам вести дополнительный бизнес при соблюдении условий брендинга, что снижает издержки и повышает производительность.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает новые ограничения спорными: они могут ограничить продвижение бренда маркетплейса и контроль качества услуг. В то же время эксперты указывают на антимонопольный аспект: практика принуждения к монобрендовому формату ранее вызывала конфликты, которые в 2023 году были урегулированы в рамках стандартов. Мультибрендовый формат особенно актуален для ПВЗ с низкой плотностью заказов, где он помогает увеличить выручку.
Минпромторг рассчитывает, что новые правила повысят производительность и освободят площади. При этом остаются вопросы организации разгрузки и ответственности за простой транспорта при работе нескольких операторов в одном пункте.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8270259?from=doc_lk