Прогнозирование следующего шага России против ограничения цен на Нефть
09.01.2023, Oilprice.com, Саймон Уоткинс
oilprice.com/Energy/Energy-General/Predicting-Russias-Next-Move-Against-The-Oil-Price-Cap.html
27 декабря 2022 года президент России Владимир Путин подписал указ о мерах противодействия введению предельных цен на российскую нефть и нефтепродукты. Это делается в ответ на соглашение G7 о предельной цене на российскую морскую нефть в размере 60 долларов США за баррель. Указ запрещает продажу нефти и нефтепродуктов, если договор купли-продажи основан на предельной цене на российскую нефть, хотя указ предоставляет Путину право делать исключения из применения этого правила. Запрет вступит в силу с 1 февраля 2023 года и будет применяться «к поставкам российской нефти иностранным юридическим или физическим лицам по любым контрактам, предусматривающим, прямо или косвенно, любое применение механизма ограничения цен’. Запрет, касающийся продажи российских нефтепродуктов, использует ту же терминологию и вступит в силу в дату, определенную правительством России, но не ранее 1 февраля 2023 года. Текущая цена на нефть в разной степени влияет на этот сценарий риска поставок, но действительно ли оправдана какая-либо значимая корректировка цен на нее? Как и во всех вопросах, связанных с мировым рынком нефти, следует учитывать две основные версии „реальности“: официальную версию и неофициальную версию: предупреждение о спойлере – люди, которым есть что терять или много чего приобретать, часто лгут. Официально, некоторая оценка риска поставок, связанного с вышеупомянутым запретом, и реакция России на него, по-видимому, оправданы. Собственный вице-премьер России Александр Новак заявил 23 декабря 2022 года, что добыча нефти в России может упасть на 5-7 процентов из-за санкций G7 в отношении сектора после вторжения России в Украину в феврале 2022 года. ОПЕК ожидает, что добыча жидких углеводородов в России сократится на 850 000 млн баррелей в сутки, в среднем до 10,1 млн баррелей в сутки в 2023 году. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что добыча в России за этот период сократится на 1,4 млн баррелей в сутки.
Неофициальная версия заключается в том, что нет оснований ожидать какого-либо существенного снижения производства российской нефти или нефтепродуктов в 2023 году по нескольким причинам. Ключевым из них является то, что Россия по-прежнему зарабатывает много денег на каждом барреле добываемой ею нефти, независимо от того, продается она со скидкой по отношению к эталону или нет, и, следовательно, в ее интересах поддерживать добычу на обычном уровне до войны в Украине, чтобы максимизировать доходы своего правительства… В течение очень долгого времени бюджетная безубыточность России за баррель нефтяного эквивалента марки Brent составляла около 40 долларов США, что примерно соответствовало лучшим ценам в США. производители сланцевой нефти, и эта цифра все еще примерно соответствует действительности. С
Установленный лимит в размере 60 долларов США за баррель — это очень приличная прибыль.
Здесь уместно отметить, что скидка в 30 процентов или около того, которую потребовали некоторые крупные покупатели с начала войны на Украине – в первую очередь Китай и Индия — это скидка от рыночной цены на нефть, а не от предельной цены. Таким образом, при цене Brent в настоящее время около 80 долларов США за баррель Россия получает от этих покупателей около 56 долларов США за баррель своей нефти, что по-прежнему является значительной прибылью. По иронии судьбы, как сразу же поймут проницательные читатели этого веб-сайта, предельная цена G7 выше текущей рыночной цены за вычетом значительной скидки, с которой российская нефть продается некоторым другим покупателям по всему миру.
Еще один элемент, который следует учитывать в неофициальной реальности глобального соотношения спроса и предложения на нефть, заключается в том, что Россия все еще может обойти любые ограничения цен или санкции, которые G7 или любая другая группа хочет ввести с помощью множества механизмов обхода санкций, введенных Ираном с тех пор, как он попал под различные санкции в 1979 году. Как подробно анализировалось в моей предыдущей книге о мировых нефтяных рынках, для России не составило бы проблемы поставлять в Европу больше нефти по более выгодным ценам, чем позволяет ограничение цен, если бы она использовала базовый метод, связанный с санкциями в отношении судоходства, просто отключив – буквально просто щелкнув выключателем – ‘автоматическую идентификацию система» на судах, перевозящих российскую нефть. Простая ложь о пунктах назначения в товаросопроводительной документации — еще один испытанный и надежный метод, которым хвастался бывший министр нефти Ирана Биджан Зангане, когда он сказал в 2020 году: “То, что мы экспортируем, не под именем Ирана. Документы меняются снова и снова, так же как и [спецификации]”.
Для поставок нефти в Европу Иран неоднократно и успешно использовал этот метод. Метод предполагал первоначальную отправку партий сырой нефти в некоторые из менее строго контролируемых портов Южной Европы, которые нуждаются в комиссиях по торговле нефтью и/или нефтепродуктами, включая порты Албании, Черногории, Боснии и Герцеговины, Сербии, Македонии и Хорватии. Оттуда нефть легко доставлялась крупным потребителям нефти в Европе, в том числе через Турцию. Для поставок в Азию надежная методология для иранской нефти, подпадающей под санкции, также доступная для российской нефти, вовлекла Малайзию (и в меньшей степени Индонезию) в отправку экспорта нефти в Китай, при этом танкеры, направляющиеся в конечном счете в Китай, участвуют в морских или непосредственно за пределами порта поставках иранской нефти на танкисты под другими флагами.
Итак, к скольким судам Россия имеет доступ для транспортировки своей нефти таким образом? Несколько высокопоставленных источников в нефтяной отрасли в сферах энергетической безопасности США и Европейского союза, с которыми беседовали исключительно OilPrice.com в последние недели считают, что Россия могла бы обеспечить в очень короткие сроки по крайней мере три четверти поставок, необходимых для обычной доставки своей нефти установленным покупателям, и до 90 процентов в течение через несколько недель после этого. До вторжения в Украину, по данным МЭА, Россия экспортировала в Европу около 2,7 млн баррелей сырой нефти в сутки и еще 1,5 млн баррелей нефтепродуктов в сутки, в основном дизельного топлива.
В более широком смысле, по состоянию на конец января 2022 года, также по данным МЭА, общий мировой экспорт нефти из России составлял 7,8 млн баррелей в сутки, две трети из которых составляли сырая нефть и конденсат. Следовательно, используя приведенный выше диапазон вероятных сценариев, мировые нефтяные рынки потеряют только от 0,78 млн баррелей в сутки до 1,95 млн баррелей в сутки от уровня российской нефти, существовавшего до вторжения в Украину, даже при введении ограничения, независимо от всех других факторов. Однако даже такая потеря поставок крайне маловероятна, поскольку Иран располагает огромным парком танкеров, часть из которых может быть предоставлена России, как это делают Китай, Гонконг и Индия, среди прочих. Часто упоминаемая «проблема» защиты судоходства и грузов и страхования возмещения убытков также является ложной, поскольку такое страхование могло быть достаточно легко покрыто всеми упомянутыми странами, как это было, когда США ввели санкции, связанные со страхованием судоходства, в отношении иранских нефтяных танкеров.
Итак, почему же тогда Путин делает устные предупредительные залпы по поводу предельной цены в 60 долларов США? Кажется достаточно очевидным, что он делает это для того, чтобы никому не пришло в голову снизить предельную цену до первоначально обсуждавшихся уровней – между 20-30 долларами США за баррель эквивалента Brent, – что привело бы к убыткам от продаж российской нефти. Суть в том, что Путина и российские нефтяные компании вполне устраивает предельная цена на нефть в 60 долларов США за баррель в эквиваленте марки Brent. Как и все покупатели, которые могут получить российскую нефть на этом уровне.