Угольный ренессанс вряд ли продлится долго
Европе, колыбели большинства экологических инициатив, пришлось снова вспомнить про самый “грязный” вид ископаемого топлива — уголь. На днях мы говорили о том, что в Европе царит ад с ценами на газ. Так как газа в Европе сейчас недостаточно, а ветряки и солнечные батареи быстро не построишь, приходится временно отодвинуть заботу об экологии на второй план и прибегнуть к помощи угля.
Ещё летом использовать газ было более выгодно, чем использовать уголь, но теперь производство энергии из угля дешевле на 20 евро за мегаватт-час, чем из газа — это немаленький разрыв. Те немногие угольные электростанции, которые остались в Европе, сейчас работают в полную мощь.
Похожая ситуация складывается и в Китае. КНР потребляет больше половины всего угля в мире. Спрос на электричество в стране вырос на 15% за первое полугодие 2021 года, и бОльшая часть этого спроса была удовлетворена во многом за счёт угля. Запасы угля в стране сейчас на пятилетних минимумах, что будет оказывать поддержку ценам на уголь.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
InveStory, простите, гор оси же не на энергетический уголь, а на коксующейся… мечел разве и энергетический добывает!?
Anton Kulikov, Сейчас спрос на все марки угля. Не просто спрос, а дефицит и ажиотаж. Причем как и в стали — кипеш начали китайские бюрократы. В этот раз они натянули глаз на жопу своим местным угольщикам, у которых в общем-то традиция топить по несколько сот шахтеров в шахтах во время аварий. Китайцев много, так что раньше на бизнес это не влияло. Но при Председателе Си запущено много интересных реформ, где-то отдаленно пересекающихся с идеологией ESG. Короче, топить шахтеров теперь — харам! Даже при авариях. На шахтах шмон местного Ростехнадзора, много шахт тормознули с работой, особенно там, где к приезду шмона свежие трупы нарисовались. Всё это наложилось на три других процесса — войну с австралийскими капиталистами за халявный доступ к ресурсам континента, а также на панику, что границу с Монголией могут закрыть — это второй крупнейший поставщик угля в Китай, но границу никто не закрывал, не закрывает и не планирует закрывать, так что это возможно искусственный ажиотаж, «история с гречкой». Третья история — подорожание морского фрахта, и дефицит мощностей и судовых, и портовых. Австралийцы, на ходу перекраивая каналы отгрузки руды и угля, по сути выставили раком весь специализированный флот планеты.
Учитывая, что Китай — потребитель половины мирового угля и крупнейший импортер — он реально своими фьючами шатает весь мировой рынок.
И да, Мечел производитель и того сорта угля, и другого. Точнее, сортов там масса, и шахт у Мечела масса (пока, бугага!) — так что Мечел закрывает практически всю номенклатуру сортов.
Под конец дисклеймер. Несмотря на то, что история очень похожа на «стальной дефицит», на самом деле с углем есть свои нюансы. В металлургии узкое место — переработка руды в окатыш или ГБЖ, а также сталеплавильные мощности — ОЧЕНЬ емкие по капексу и по времени создания. Если вдруг спрос уперся в это бутылочное горлышко — дефицит на многие месяцы, иногда на пару лет, если идет рост мировой экономики. Нынешний рост по стали — уже больше года. С углем основное бутылочное горлышко — логистика. Но в мировом масштабе при наличии альтернативных вариантов поставщиков и потребителей — балансирование логистики происходит буквально моментально — дни, недели, максимум пара месяцев. Так что рассчитывать на год халявы впереди, как в стали — ну наверное немного опрометчиво ...