Братья Ричард и Морис Макдональды открыли свой первый ресторанчик в 1940 году — он быстро стал популярным у местных жителей, потому что блюда там были дешевыми и вкусными.
После Второй мировой войны в США начался экономический бум — средний класс воплощал американскую мечту в реальность, перебираясь в пригороды и заводя большие семьи. Люди много времени проводили в пути, поэтому зачастую просто не успевали приготовить себе еду — и Макдональды решили им в этом помочь.
Они разработали совершенно новую концепцию — ставка в ней была сделана на гамбургеры, хот-доги, картошку фри и молочные коктейли. Позже Ричард Макдональд сказал: «Вся наша идея была основана на скорости, более низких ценах и огромных объемах».
Так родился знакомый нам фастфуд — к середине 1950-х годов бизнес братьев процветал, и они зарабатывали по 100 тысяч долларов ежегодно. С таким положением вещей появление франчайзинга было лишь вопросом времени, однако Макдональды не спешились создавать империю:
«Они были довольны и не видели причин расширяться — их доходы были больше, чем они когда-то мечтали, у них были дома с теннисными кортами и по несколько «кадиллаков». Ни у кого из братьев не было детей, поэтому они не думали о том, чтобы создать империю для своих наследников.
По правде говоря, McDonald's был для них разовым предприятием, и их мало интересовала крупная национальная сеть киосков с гамбургерами».
Поэтому за дело взялся один из их работников — он увидел в этом бизнесе огромный потенциал и убедил братьев дать ему права на франшизу. Так в возрасте 52 лет Рэй Крок начал свой бизнес — уже к 1960-м годам он открывал по сотне ресторанов в год, а его имя стало известным на всю страну.
В итоге взгляды компаньонов разошлись, и Крок предложил Макдональдам выкупить их долю — братья попросили по одному миллиону долларов и ударили по рукам. Бывшему работнику пришлось влезть в долги, но риск оправдал себя — McDonald's стал крупнейшим брендом на планете, а состояние его владельца превысило полмиллиарда долларов.
В финансовом мире Рэя Крока принято считать гением, в то время как Макдональдов называют неудачниками, которые чуть ли не за бесценок продали прекрасный бизнес. Но я с этим мнением не согласен — братья подсчитали, какого капитала им будет достаточно, и спокойно ушли на пенсию.
Многие богатые люди не могут себе этого позволить — они продолжают гнаться за деньгами и никак не могут остановиться. Внучка Уолта Диснея недавно высказалась на эту тему:
«Несколько лет назад я наткнулась на исследование, в котором получивших наследство людей спрашивали: «Какая сумма денег вам нужна, чтобы чувствовать себя в безопасности?» И каждый из них, независимо от полученного им капитала, называл сумму в два раза больше его текущего счета.
И это все, что вам нужно знать о деньгах, верно? Если деньги — это ваш основной показатель успеха и ценности в жизни, то удачи вам, потому что это никогда не принесет вам удовольствия и счастья».
Братья Макдональды могли назвать гораздо большую сумму, или же они могли получить долю в компании — тогда их капитал исчислялся бы десятками миллионов долларов. Но сколько денег нужно одному человеку?
У них была жизнь, о которой они мечтали — им не нужно было вкалывать и тратить свои время и нервы на то, чтобы устранить конкурентов и превратить McDonald's в монстра фастфуда. Много лет спустя Ричарда спросили, не жалеет ли он о своем решении, и тот без сомнения ответил:
«Я ни о чем не жалею. Сохрани я этот бизнес, я бы оказался в каком-нибудь небоскребе с четырьмя язвами и восемью налоговыми адвокатами, которые помогали бы мне снизить мой подоходный налог».
«Успешные» бизнес-коучи игнорируют эти доводы и отдают свое предпочтение Рэю Кроку — я же склонен быть на стороне братьев Макдональдов, которые смогли остановиться и насладиться своим успехом.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм