Пролистните ленту любой социальной сети, и вскоре появится милое видео. Возможно, на нем изображен хихикающий ребенок или кролик, грызущий клубнику.
Красная панда может вскидывать лапы в воздух, как пойманный пушистый вор, или котенок может сидеть верхом на крошечном мотоцикле. Запас этих милых клипов огромен. В TikTok 65 миллионов видео с тегом #cute и эти видео были просмотрены более 625 миллиардов раз.
Симпатичные вещи есть повсюду, не только в Интернете.
В Японии, где особенно ценят все, что связано с каваи: ими становятся дельфины, утки или лягушки.
Мультфильм «Hello Kitty» украшает все: от зарядных устройств для телефонов до аптечек первой помощи. В Америке щенок рекламирует пиво, а очаровательный геккон помогает компании Geico продавать автострахования на сумму около 39 миллиардов долларов в год. В Великобритании мультяшная коала помогает продавать туалетную бумагу.
Интерес к очаровательному уже давно высмеивается как девичий и легкомысленный. Но недавно привлекательность стала предметом серьезных исследований, вдохновляющих научные исследования, академическую литературу, получившую название «Милые исследования», и недавнюю книгу «Неотразимо: как привлекательность связала наши мозги и завоевала мир».
Новая выставка в Сомерсет-Хаусе в Лондоне (на фото) также исследует повсеместное распространение привлекательности в культуре, объединяя искусство, игры и игрушки. Очаровательность «взяла верх», говорит куратор Клэр Кэттералл. «Она проникло почти во все аспекты нашей жизни».
Женщина смотрит на Hello Kitty, которая является частью выставки CUTE в Сомерсет-Хаусе в Лондоне, Великобритания.Что люди считают милым?
В 1940-х годах австрийский зоолог Конрад Лоренц обнаружил, что людей привлекают младенцы с большими глазами, маленьким носом и ртом, круглыми щеками, а также пухлым телом, короткими руками и ногами и шаткой походкой. Эти черты мотивировали людей воспитывать и защищать детей, помогая обеспечить их выживание. Людей настолько привлекают эти качества, что кошек и собак, возможно, разводили, чтобы подчеркнуть те же самые особенности. Персонажи мультфильмов тоже изменились. Например, руки, ноги и нос Микки Мауса уменьшились с 1928 года, а его голова и глаза стали больше.
Исследование 2015 года показало, что участники чувствовали себя более энергичными и позитивными, а также менее раздраженными, тревожными или грустными после просмотра видео с кошками. Мортен Крингельбах, нейробиолог из Оксфордского университета, изучил быструю реакцию мозга на детские лица: орбитофронтальная кора — область, связанная, среди прочего, с удовольствием — активируется в течение седьмой доли секунды. (Мужчины и женщины одинаково жаждут посмотреть на очаровательных младенцев.)
Очаровательность — не новая навязчивая идея. Японские художники периода Эдо (между 1603 и 1868 годами) рисовали щенков или вылепляли их из слоновой кости. Джошуа Пол Дейл, автор книги «Неотразимость», утверждает, что популярность амуров в искусстве эпохи Возрождения и рококо сделала крылатых младенцев «главным выражением привлекательности в западном искусстве на протяжении трех столетий».
Технологии предложили новые способы наслаждаться приятными вещами. На фотографиях Гарри Пойнтера 1870-х годов, выставленных в Сомерсет-Хаусе, кошачьи изображены антропоморфизированными, сидящими на трехколесных велосипедах или в колясках. Поскольку он добавлял забавные подписи, его считают изобретателем кошачьего мема.
Именно в XX веке миловидность впилась своими крошечными когтями.
Уолт Дисней представил в кинотеатрах по всему миру парад существ с широко раскрытыми глазами. (Очевидно, он велел своим аниматорам: «Сохраняйте это милым!») Японская культура каваи также стала глобальной с распространением аниме-фильмов и манга-комиксов. После появления массового производства милые безделушки и игрушки стали широко доступны; Sanrio, владеющая Hello Kitty, имеет объем продаж в 3,8 миллиарда долларов в год.
Затем, с появлением Интернета, привлекательность стала доступна по запросу. Люди могли смотреть и делиться забавным контентом о своих детях или любимых животных в любое время — в 2022 году на YouTube ежедневно загружалось более 90 000 видеороликов с кошками. Аппетит к милому контенту настолько ненасытен, что в 2014 году, когда Тима Бернерса-Ли, изобретателя всемирной паутины, спросили, что его больше всего удивило в использовании Интернета, он просто ответил: «Котята».
Симпатичность имеет реальное применение. Ловот, робот-компаньон с оленьими глазами и носом-пуговкой, покрыт датчиками и положительно реагирует, когда его обнимают. Подобные нововведения могут помочь в борьбе с одиночеством среди пожилых людей.
Политики также могут использовать силу милого, чтобы влиять на поведение людей. Считается, что японские барьеры каваи снижают количество дорожно-транспортных происшествий. Было доказано, что размещение изображений морских черепах или дельфинов, застрявших в мусоре, на мусорных баках снижает количество пластиковых отходов.
Пост основан на статье The Economist
P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем?