📚Для начала немного инфы для справки:
🌊Суэцкий канал- морской путь, который по сути является связующими звеном в морской логистике между Азией и США/Европой. Через него проходит ~15% мировой торговли!
поставки из Азии идут через Красное море в Средиземное, а затем через Атлантику в США, Латинскую Америку, Британию. Это позволяет экономить судам до 2 недель, снижать себестоимость мировой логистики и делать цены на товары по всему миру доступнее.
❗️Сейчас же происходит следующее:
Хуситы наносят удары по судам, проходящим через Красное море. Это вынуждает корабли сворачивать маршруты и идти в обход Африки. В результате фрахт (цена за поставки по морю) возрастает в разы из-за сроков поставки, а в конечном счете растут цены на конечную продукцию, что вызывает инфляцию.
🧮Вот вам немного цифр для размышлений:
1️⃣Кол-во контейнерных перевозок, пересекающих Суэц, упало более чем в 2 раза за последний месяц, и уже достигло уровня эпохи Ковида.
2️⃣Цены на отдельные товары (особенно FMCG и быстропортящиеся) растут как на дрожжах:
✔️Рис: максимальные цены за 15 лет
✔️Кофе (Robusta): +70% с декабря, исторические максимумы
✔️Хлопок: +30% с декабря
3️⃣Когда судно Evergreen перекрыло Суэцкий канал в 2021 году, ущерб для мировой торговли составлял 400млн$ в час!!!
Цифры можно отчасти сопоставить, учитывая что с декабря 2023 по сегодняшний день трафик через Суэц сократился более чем в 2 раза.
4️⃣Именно со второй половины 21 года, после перекрытия Суэцкого канала Evergreen, данные по инфляции били ожидания, начался цикл повышения ставок ФРС, а S&P500 пошел в затяжную коррекцию после исторических максимумов. Сейчас S&P500 снова близок от исторических максимумов. История повторяется?)
Еще чуть-чуть статистики в продолжение темы
World Container Index (WCI) рассчитывается и публикуется консалтинговой компанией Drewry еженедельно. Сводный индекс включает данные по ценам на перевозку 40-футового контейнера по 8 крупным маршрутам. За последнюю неделю он взлетел на 23%. По сравнению с этой неделей прошлого года взлетел на 82%.
Freightos Baltic Index (FBI) рассчитывается группой Freightos совместно с Балтийской биржей. Публикуется еженедельно, но рассчитывается ежедневно. Отражает средневзвешенное значение по индексам на 12 маршрутах.
цены взлетели в 3 раза за последние несколько месяцев.
🇷🇺Как это все влияет на РФ?
С одной стороны, для нас это выгодно:
Хуситы гарантировали безопасность прохода через Красное море для Китайских и Российских судов.
В теории РФ получит больше денег от экспорта с морских перевозок: с учетом повышения спроса на товары (из-за проблем с логистикой у США и Европы): либо мы будем поставлять их при неизменном кол-ве по более высоким ценам, либо в большем кол-ве по прежним ценам.
Суэцкий Канал- в основном про поставки нефти с Ближнего Востока в США и Европу. Поэтому в первую очередь должны вырасти цены на нефть (чего пока не происходит в полной мере). Это также выгодно для нашей сырьевой экономики.
С другой, инфляция не обойдет РФ и вырастет:
В качестве примера возьмем торговлю с Индией: импорт бытовых товаров (еда, лекарства, медикаменты) в 2023 году вырос почти в 2 раза. Многие из этих товаров входят в ИПЦ, на основе которого рассчитывается инфляция. Как вы знаете, данные по ней публикуются с некоторой задержкой, да и эффект роста цен происходит не сразу. Думаю, в скором времени данные могут побить ожидания в худшую сторону.
Все это будет влиять на решение по ключевой ставке (также не в лучшую сторону) и, следовательно, будет давить на российские акции.
🙌Выводы:
Ситуация вокруг Суэцкого канала очень напоминает 2021 год.
Так как инфляция носит отложенный эффект, мы еще не успели «насладиться в полной мере» ростом цен на товары. Так что тревожные заголовки про «разгон инфляции» вы увидите спустя некоторое время, а пока запомните мой пост)))
Наступающий кризис мировой торговли может отложить в долгий ящик повестку о начале снижения ставок в США, Европе, РФ; и в конечном счете будет замедлять экономический рост.
РФ в данном случае страдает меньше запада (спасибо Дальневосточным портам и дружбе с Ираном), и в случае с ростом цен на сырье может даже оказаться в победителях. Считаю, что акции сырьевых компаний(преимущественно нефтяных) будут выглядеть лучше других.
🧐Что думаете?
Есть отчетливое ощущение, что многие недооценивают опасность ситуации. В СМИ пока никто не бьет тревогу.
мой тг-канал t.me/EGGSINBASKETS