Александр Доржиев
Александр Доржиев личный блог
16 января 2024, 18:43

Яндекс

Yet another indexer – еще один индексатор. Таково было рабочее название поисковой системы, которую разработали в середине 90-х программисты Аркадий Волож и Илья Сегалович. Длинное название урезали до знакомого нам «Яндекс». Начинали свой бизнес будущие основатели Яндекса с компании CompTek, занимавшейся автоматизацией рабочих мест и поставкой компьютеров. Сайт yandex.ru был запущен в 1997 году.

Уникальными преимуществами Яндекса стали изначально ориентированный на русский язык алгоритм поиска, минималистичный сайт, революционная контекстная реклама и опытный менеджмент, который на волне интереса к интернету не соблазнился щедрыми предложениями инвесторов и не продал контрольный пакет, как Озон или Рамблер. Яндекс сам по себе приносил мало денег, но держаться на плаву помогал более стабильный CompTek.

В 2000 году Baring Vostok Capital Partners и UFG купили 35,7% акций стартапа за 5,28 млн. долларов. Тогда команда Яндекса состояла из 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. В тот год мы узнали знаменитый рекламный лозунг: «Яндекс. Найдется все!»
Яндекс

В следующие годы компания стремительно развивалась: стала лидером российского рынка, в 2003 г. впервые выплатила дивиденды 100 тысяч долларов, в 2005 г. вышла за рубеж, в 2007 г. отказалась от продажи Google, а в 2008 г. вошла в топ-10 поисковиков мира.

 

Выход на биржу состоялся в 2011 году. Голландская Yandex NV разместила 52,2 млн акций по 25 долларов за штуку на сумму 1,3 млрд долларов. Проданы были и акции действующих акционеров, и новые акции, выпущенные самой компанией. Оценка Яндекса по итогам IPO составила 8 млрд долларов.

 

С целью защиты от недружественного поглощения Яндекс сформировал сложную структуру акционерного капитала: торгующиеся на бирже акции класса А с 1 голосом, находящиеся в руках основателей и сотрудников акции класса В с 10 голосами и одна «приоритетная» акция с правом вето. 88% всех акций находятся в свободном обращении. Остальные 12% обеспечивают 51,7% голосов на собрании акционеров. 45% голосов – у семейного траста Аркадия Воложа.

 

Яндекс – одна из самых успешных и быстрорастущих технологических компаний мира. За последние 5 лет выручка выросла в 5 раз, за 11 лет с момента IPO – в 26 раз. Однако «ахиллесовой пятой» всех IT-гигантов являются проблемы роста. На этапе первичного расширения принято жертвовать прибыльностью ради большей доли рынка. Поэтому EBITDA после IPO увеличилась лишь в 5 раз, а чистая прибыль – всего в 2 раза.

 

Выручка за 2022 год немаленькая – 521,7 млрд руб. Правда, чистая прибыль на ее фоне не блещет – 10,8 млрд руб. А теперь сравним ее с капитализацией на 16.01.2024 г. – 955 млрд руб. P/E = 955/10,8=88 (!) Представьте себе, понадобится целых 88 лет, чтобы вложения в Яндекс окупились чистой прибылью.

 

Однако абсолютно все акционеры компании уверены в том, что знаменатель в коэффициенте P/E (прибыль) будет быстро расти. Отчасти они правы: прибыль за 9 месяцев 2023 года составила 15,6 млрд руб, при сохранении набранной динамики за год Яндекс заработает около 21 млрд руб, значит форвардный P/E = 45. Уже не так много. И все же такой огромный аванс на будущее оправдан лишь в том случае, если Яндекс вскоре будет зарабатывать сотни миллиардов рублей. Верите в такое будущее? Ну, если сильно захотеть, я тоже смогу поверить. Но для инвестирования одной веры мало, тут ещё с факторами вероятности и времени работать надо. В общем, комплексно.

 

Безусловно, это замечательно, что компания активно инвестирует в развитие: капитальные вложения стабильно превышают операционный денежный поток, однако FCF стабильно отрицательный. Поэтому дивидендов Яндекс с момента выхода на биржу не платил ни разу. А с 2022 года голландская прописка не даст выплатить при всем желании.

 

Аркадий Волож, живущий в Израиле, попал под санкции и пытается от них избавиться, разделив российский и зарубежный бизнес Яндекса и продав ставший для него токсичным бизнес в России местным инвесторам. Переговоры идут уже больше года, стороны не могут сойтись в цене: Волож хочет больше, покупатели — меньше, вроде бы обычная коммерческая история, но стратегическое значение Яндекса для страны придаёт сделке политические аспекты

 

Итог: Яндекс прочно вошел в жизнь россиян. Его сервисами пользуется каждый из нас. Для своих клиентов предоставляет великолепные продукты. Понимаю, что именно это и привлекает инвесторов, доверяющих до боли знакомому бренду, желающих к нему приобщиться и зарабатывать вместе с ним на каждой доставке пиццы, поездке в такси и поисковом запросе в интернете.

 

Однако трансформировать лидирующие позиции на рынке и огромные обороты в существенную прибыль для акционеров – задача даже не завтрашнего дня. Над этим компании предстоит работать ещё долгие годы. Когда будет виден результат, тогда и посмотрим. Я же для покупки бизнеса с такой долгой окупаемостью слишком стар. Поэтому этот поезд пропускаю. Других предостаточно.




7 Комментариев
  • Дюша Метелкин
    16 января 2024, 20:06
    Яndex это отзеркаленное хернЯ.
    Информация из первых рук.
      • Дюша Метелкин
        19 января 2024, 11:59
        Александр Доржиев, волею судеб имею информацию из первоисточника
  • David Web
    16 января 2024, 20:59

    Безусловно Вы правы относительно текущего состояния компании и приводите весьма весомые аргументы по поводу возможностей роста данной компании, однако, хотелось бы особенно отметить, что в данный момент у этой компании толком нет конкурентов.

    Я не говорю об очевидных видах деятельности, типа:
    Такси и Доставка — это малое… это лишь текущая ликвидность, в том числе наличная.

    Яндекс-маркет — тоже в целом имеет конкурентов в виде Вайлдберриса и Озона. (это тоже не считаем)

    Направление онлайн-обучения — набирает весьма не малые обороты, но и здесь есть конкуренты.

    В развитии искусственного интеллекта — есть конкурент в виде Сбербанка. (так что тоже не особо учитываем, хотя с другой стороны — интегрирование ИИ в автономные электромобили — это уже не завтрашний, а сегодняшний день… а дальше что? в теории дальнейшая автоматизация и роботизация.
    Всё идет к тому, что на складах работают роботы, автоматизированные погрузчики и т.д.
    Далее — Автономные поезда, вагоны, судоходы, теплоходы — всё это будет в скором будущем. (это завтрашний день, и вероятно это будущее наступит скорее, чем многие ожидают).

    Ну и главный момент — это поисковик.

    На сегодняшний день у Яндекса в России нет особых конкурентов в поисковых системах.
    А сферы, где нет конкурентов — получают монополию в данной сфере.

    Так что P/E -90/45/30 — это всё относительно — это не относится к высокотехнологичным компаниям, которые продолжают развиваться.
    Показатель P/E хорош для уже устоявшихся бизнесов, которые  охватив определенную нишу, только в ней и находятся более не развиваясь.

    Так что, по моему не скромному мнению, предполагаю, что Вы слишком рано решили похоронить Яндекс.

      • David Web
        22 января 2024, 21:25

        Александр Доржиев, Полностью согласен с Вами! Да и я сам ничего не рекламирую и ничего не рекомендую к покупке) просто решил, раз уж на то и пошло, высказать своё мнение по данному вопросу!)

        С критикой тоже согласен, что никаких цифр не привёл) Это правда. Но не привёл ни от того, что их нет, а оттого, что не считаю это целесообразным в данном случае) так как, опять же, никого не собираюсь ни в чем убеждать) и ведь не пост же целый я пишу)

        Просто постарался максимально простым языком (чтобы понял и ребенок), объяснить, что в некоторых сферах деятельности у данной компании присутствует практически «Монополия».

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн