Форс-мажор, объявленный на этой неделе иностранцами, участвовавшими в запуске проекта «Арктик СПГ-2», только подчеркнул, что впереди у российского сжиженного природного газа тучи, громы и молнии. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, с обнадёжившими заявлениями вчера вышел вице-премьер РФ Александр Новак, который напомнил, что за последние два года Россия доказала, что способна преодолевать любые санкции. Так себе громоотвод, когда на горизонте ни караванов СПГ-танкеров, ни очереди из предприятий, готовых покупать энергоресурсы что со дисконтом, что без.
В качестве рождественского подарка протестантам иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» (французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC) объявили форс-мажор по участию в проекте. С такой поддержкой про долгосрочные контракты на вывоз СПГ можно забыть, а НОВАТЭКу придётся самостоятельно финансировать газзавод.
Учитывая то, что он практически запущен, это точно не главная головная боль. На прошлой неделе первая линия «Арктик СПГ-2» начала производить СПГ, а коммерческие отгрузки запланированы на начало 2024 года.
На полную мощность в 19,6 млн тонн завод должен выйти к 2026г. Вот азиаты и начали теребить власти США на предмет исключений для российского сжиженного газа. Китайские и японские компании запросили Вашингтон о возможности вывести поставки СПГ из-под санкций. Пойдут ли им навстречу? Вот уж вряд ли. Японцы после такого окрика от гегемона могут даже махнуть рукой на понесённые затраты и тихонько оплакивать утрату жирного куска у себя на островах. Им не впервой. А вот китайцы на жёсткое «Не сметь», скорее всего, с чисто восточной мудростью ухмыльнутся и начнут прекрасно освоенный процесс создания системы покупателей-однодневок вместо уважаемых партнёров, которым в санкции влипать совсем не с руки. Сейчас всё идёт к тому, что «Арктик СПГ-2» будет вынужден продавать газ на спотовом рынке, да ещё с приличным дисконтом. Хотя оформление сочных скидок легко притормозит отсутствие подходящего транспорта для транспортировок - НОВАТЭК еще не получил СПГ-танкеры ледового класса ни от российских, ни от корейских поставщиков.
Неудивительно, что после форс-мажорного объявления участники рынка погрустнели. Чтобы хоть как-то перебить заявление,
подкосившие акции «Новатэка», пришлось брать слово руководству страны. Интервью телеканалу «Россия-24» дал вице-премьер РФ Александр Новак.
Вице-премьер РФ особо напирал на то, что Россия научилась уверенно преодолевать давление внешнего мира: «Но успешный опыт последних двух лет показывает, что мы имеем возможность продолжать работать и успешно развивать наши отрасли даже в сложных условиях и вызовах и ограничений, которые вводят против наших отраслей».
— В настоящее время строится завод «Арктик СПГ — 2», первая очередь которого фактически уже начала работать. Мы ожидаем, что в первом квартале следующего года будут отгрузки уже с этого проекта, -
слегка взбодрил приунывших инвесторов Александр Новак.
Первые отгрузки сжиженного природного газа с высокотехнологического проекта запланированы на первый квартал 2024года. То есть в разгар зимы по Севморпути запустят газовозы. Наверное, ледоколы смогут пробить дорогу СПГ-танкерам, хотя на Смарт-лабе есть пользователи, утверждающие, что зимой затея пройти весь путь по воде даже с одним танкером маловероятна.
— Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию для транзитных судов по всему Севморпути, с провозкой хотя бы 35 млн.тон потребуется 20-30 атомоходов, а у нас пока только их 6 шт., -
уверяет смартлабовец Олег Ков. — Почему так много ледоколов понадобится, да потому что каким бы мощным ледокол не был, он не сможет сразу вести за собой караван из 5 и более судов, максимум 3-4, а обычно на практике 1-2 судна ведёт ледокол. Почему так происходит, да потому что пробитый канал за ледоколом за несколько минут, а иногда и за минуту обратно затягивает льдом и если первое-второе судно успевают по каналу проскочить по чистой воде, то следующие суда уже застревают и караван весь останавливается и ледоколу приходится в хвост каравана возвращаться, чтобы освобождать от ледового плена застрявшие суда, за это время впереди у идущих судов всё затягивает льдом и так без конца. Поэтому я считаю, что обеспечить круглогодичную навигацию через Севморпуть невозможно вовсе, сейчас только летом несколько судов провели, а зимой ещё ни разу подобного не делали, т.е. ни одного судна ещё не было в зимнее время проведено через весь Севморпуть, это практически сегодня невозможно, а если и возможно, то только в единичных случаях.
Вряд ли господин Новак менее осведомлённое лицо, но дождёмся марта, чтобы выяснить, кто ближе к истине. Напрягает здесь не столько возможность-невозможность задействовать Севморпуть в разгар зимы, а наличие потенциальных покупателей как таковых. После того, как с рынка исчез огромный кусок европейского спроса (не забываем про стремительную деиндустриализацию Европы, которая из ироничных шуток за пару лет стала ужасающей реальностью), отбирать хлеб у американского и катарского СПГ станет гораздо сложнее. Способ выбивания других игроков российскими компаниями уже опробован — предоставление дисконта. Но трудно предлагать скидку тому, чьи предприятия закрываются одно за другим. Так что светлое будущее продукции «Арктик СПГ-2» пока в лёгком полумраке. Хотя, учитывая маршрут поставки сжиженного топлива из Катара, нам вполне могут подсобить йеменские хуситы, которые медленно прибирают Красное море к своим рукам.
«Кримсон Дайджест», впрочем, в любом случае перспективы «Арктик СПГ-2»
оценивает невысоко: «Новатэк - очень уязвимая к санкциям компания. Прямо очень. Просто не на уровне »запретят СПГ", а на уровне «не сможет добыть и доставить» - просто потому что у Новатэка уже проблемы (жесточайшие и нерешаемые очевидным образом) с получением газовозов для СПГ - как раз из-за санкций против России, и найти простой обход этой проблемы - невозможно и «чёрный флот» газовозов создать невозможно, это - не нефть, где можно за год (даже если ответственные за решение задачи слегка болеют рукожопием) найти нужное количество старых танкеров. Лишних газовозов - нет, их вообще дефицит на рынке, это очень высокотехнологичные суда (намного сложнее «плавучих нефтяных бочек»), которым требуется иногда очень сложное облуживание, которые российскому чёрному газовозу не предоставит вообще никто (кстати, непонятно, как Новатэк и Совкомфлот будут обслуживать в долгосрочной перспективе свой действующий флот, но это отдельная история)".
Ну и вишенкой на фоне сгущающихся над севером России туч выглядят слова помощника госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт,
заявившего про «Арктик СПГ-2»: «Наша цель — убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7». Так же легко как с «Северными потоками», взорванными в международных водах, здесь не будет. Оставят ли ситуацию с газзаводом в покое, опираясь на железобетонный постулат «рыночек порешает» и «санкции работают»? Такой конкурент Штатам точно не нужен, как в такой ситуации ограничиваться исключительно подписанием разных бумажек.
Вице-премьер Новак на все эти моменты внимания не обращает и убеждает, что с учетом всех проектов, которые есть в стратегическом плане России по развитию рынка СПГ и строительству заводов, к 2035 году страна выйдет на уровень объема производства сжиженного газа в 100 млн тонн. «И планируем, что на мировом рынке мы будем занимать нишу от 15 до 20%. В принципе, такую же долю, которую мы занимали по поставкам трубопроводного газа», —
оптимистичен Александр Валентинович.
напомню что речь идет о нации-террористах, на руках которых взрывы газопроводов со времен СССР и проч пакости
мечтать о СМП можно было когда были какбы неврагами. а теперь уж точно будут топить чуть что и плевать они хотели на красные полоски от папироски