Первой компанией, которая порадует нас своим IPO в новом году, может стать Делимобиль. ЦБ уже зарегистрировал дополнительный выпуск и проспект акций сервиса каршеринга, а мы сегодня с вами посмотрим на результаты компании в 2023 году и прикинем, чем предстоящее IPO может быть интересным.
Но начать я бы хотел с исследования аналитической компании Б1. Коллеги изучили российский рынок совместной мобильности и пришли к выводу, что объем рынка каршеринга в 2023 году составит 44 млрд рублей, а к 2028 году может вырасти до 234 млрд со среднегодовым темпом роста в 40%. Потенциал действительно хороший, тем более если учитывать скромные темпы роста того же такси (+7%) и аренды автомобилей (+9%).
Позитивный тренд можно проследить и по результатам самого Делимобиля. За 9 месяцев 2023 года по РСБУ выручка компании выросла на 31% до 12,3 млрд рублей. Валовая прибыль увеличилась в 2,4 раза, а что самое главное, компания получила 1,1 млрд рублей чистой прибыли против убытка годом ранее. По данным Б1, компания лидирует на российском рынке и по размеру автопарка, и количеству поездок.
Еще одним подспорьем для бизнес-модели компании становятся проблемы в сегменте личных автомобилей. Так, продажи новых легковых автомобилей упали на 59% в 2022 году и все еще далеки от докризисных значений. На фоне удорожания кредитов и увеличения стоимости самих автомобилей стагнирует спрос на личные авто, что становится основным драйвером роста каршеринга.
По данным все тех же аналитиков из Б1, Москва и Санкт-Петербург сохранят роли лидеров по числу поездок, но с 2024 года начнет расти доля прочих городов с населением 500+ тысяч человек. Делимобиль уже предоставляет свои услуги, помимо столиц, в Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Казани и Ростове-на-Дону.
Аудитория Делимобиля в России превышает 9 млн пользователей, автопарк – более 24 тыс. машин на конец 3 квартала 2023. Рынок позволяет как минимум удвоить автопарк, но с учетом такой динамики рынка и его емкости, думаю мы увидим куда лучшие значения. Рост популярности модели шеренга, его доступность и отраслевые тренды позволят компании существенно нарастить свои финансовые показатели в будущем. Внимательно слежу за новостями о грядущем IPO.
Не является инвестиционной рекомендацией
"Однако эксперты отмечают, что на операторов каршеринга давят увеличивающиеся издержки обслуживания и замены автопарка. Рост расходов в конечном итоге будет перекладываться на потребителей. По оценке аналитиков, средняя стоимость поездки в каршеринге за год уже увеличилась минимум на 10%."
Ведь это важно.
+ не учтены перспективы спроса с поправкой на благосостояние. Спрос на карш и так, во- многом, растет за счет невозможности потребителей покупать собственные авто.
Не так всё радужно.