Сергей Смоляженский
Сергей Смоляженский личный блог
28 декабря 2023, 10:46

Мультипликаторы рентабельности

Они показывают инвестору, насколько эффективно компании используют свои ресурсы. Это помогает спрогнозировать прибыль компании и потенциальную доходность инвестиций. 

Есть несколько показателей рентабельности. Все они рассчитываются как отношение чистой прибыли к какой-то величине.

Рассмотрим четыре самых популярных из них.
 
ROE — рентабельность капитала.

Мультипликатор ROE (Return on Equity — рентабельность капитала) рассчитывается через соотношение чистой прибыли компании к собственному капиталу компании. 

Для наглядности показатель умножают на 100% — получается доходность капитала в процентах годовых. 

Например, компания зарабатывает 10 млрд рублей в год, а её собственный капитал — 50 млрд.
ROE = 10 / 50 = 0,2 (20%)
Это означает, что каждый вложенный рубль принёс 20 копеек прибыли. 

Чем выше ROE, тем эффективнее компания. Нормальным считается значение от 14–15%, но для разных отраслей оно будет отличаться. Если результат отрицательный, значит, компания убыточна.

Мультипликатор помогает понять, насколько эффективно работает компания: сколько чистой прибыли за год она способна приносить без привлечения кредитов и стороннего финансирования.

Для расчёта эффективности использования заёмных средств используют другой мультипликатор. 

ROA — рентабельность активов.

Мультипликатор ROA (Return on Assets — рентабельность активов) очень похож на ROE, но показывает отношение чистой прибыли не к капиталу, а к активам, то есть учитывает ещё и долги.  

Благодаря этому показателю видно, насколько эффективно компания использует весь свой капитал (и собственный, и заёмный) и какую прибыль от них получает. 

Чем больше получилось значение, тем лучше. Хороший показатель в среднем по рынку начинается от 5%. Но он сильно меняется от отрасли к отрасли. Для закредитованных сфер он будет меньше. Например, норма для банков — 1–2%. Интереснее всех будут компании с ROA 15–20%. Также по ROA можно сравнивать компании из одной отрасли.

Если сравнить значения ROA и ROE, можно оценить, насколько эффективно компания использует заёмные деньги, как это отражается на прибыли.

ROS — рентабельность продаж.

Мультипликатор ROS (Return on Sales — рентабельность продаж) показывает долю чистой прибыли в выручке компании. Другое название показателя — Net profit margin (маржа чистой прибыли).

Допустим, у компании чистая прибыль — 1 млрд, а общая выручка — 5 млрд. Тогда её ROS — 1 / 5 × 100% = 20%. То есть с одного полученного рубля чистой прибылью остаётся 20%. 

Нормы маржинальности сильно зависят от отрасли. Чем выше показатель, тем лучше.

ROI — рентабельность инвестиций.

Мультипликатор ROI (Return on Investment — рентабельность инвестиций) показывает, насколько бизнес окупает свои инвестиции, сколько они дают прибыли.

Например, если компания вложила 5 млн в маркетинг и продвижение, а заработала 20 млн, то ROI = 20 млн / 5 млн = 4 (400%). Можно сказать, что на каждый вложенный рубль удалось заработать четыре.

Чем больше значение, тем лучше. Пожалуй, здесь нет какого-то среднего значения, на которое стоит ориентироваться, — оно сильно отличается в разных отраслях.

ROI бывает сложно рассчитать точно, потому что не все инвестиции дают результат сразу. Те же вложения в рекламу могут иметь отсроченный эффект.

Выводы урока
1. С помощью показателей рентабельности инвестор может оценить эффективность бизнеса, сопоставить её со средним значением по отрасли и сравнить компании из одной сферы.
2. Чем больше показатель, тем эффективней бизнес работает и использует свои активы.
3. Значения ROA и ROE должны быть выше уровня инфляции — иначе она не принесёт доходность акционерам. 

Подписывайтесь на мою группу. Там ещё больше годного контента. vk.com/stockexchange2023
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн