На облигационной сессии конференции СМАРТЛАБ мы поделились ещё одним ноу-хау, используемом на практике при управлении облигационными фондами.
Как работает теория эффективного портфеля Гарри Марковица на российском рынке облигаций?
Для начала определим варианты инвестиций и соответствующие бенчмарки:
📎 Денежный рынок (текущим бенчмарком можно назвать Фонд «Ликвидность», но так как у него короткая история, в качестве бенчмарка взял ставку ЦБ -0,5%)
📎 Краткосрочные ОФЗ (индекс CBONDS GBI 1-3Y)
📎 Корпоративные облигации 1 эшелона (индекс Cbonds-CBI RU BBB/ruAA-)
📎 Корпоративные облигации 2 эшелона (индекс Cbonds-CBI RU BB/ruBBB)
📎 Высокодоходные облигации (индекс Cbonds-CBI RU B/ruB-)
📎 Инфляционные ОФЗ (за отсутствием соответствующего индекса использовал расчетный показатель совокупного дохода по выпуску ОФЗ 52001).
Затем рассчитываем годовую доходность на каждый день за последние 5 лет и волатильность показателя доходности.
Выходим на следующие показатели средней доходности:
📎Денежный рынок 6,9%
📎Короткие ОФЗ 6,8%
📎Корп. облигации 1 эшелона 8,4%
📎Корп. облигации 2 эшелона 8,6%
📎ВДО 10,5%
📎Инфляционные ОФЗ 11,2%
Уже на этапе ранжирования доходности выясняются интересные наблюдения, например, что доходность инструментов денежного рынка выше чем ОФЗ.
На самое интересное выясняется, когда в соответствие с подходом Гарри Марковица строится точечная диаграмма, где по оси X уровень риска (волатильность доходности) актива, по оси Y — средняя доходность.
Предложенный Гарри Марковицем новаторский метод в инвестиционном анализе, за который он получил в 1990 году Нобелевскую премию, заключается в том, что оптимальный портфель получается из активов, находящихся в верхнем левом углу диаграммы, т. е. имеющих минимальный риск и максимальную доходность.
Первый этап формирования эффективного портфеля заключался в том, что все активы графически отображались на точечной диаграмме по осям Риск/Доходность и в портфель включались оптимальные активы с минимальным риском и максимальной доходностью.
Вторая идея заключается в том, что портфель можно оптимизировать, путем составления комбинации активов с отрицательной корреляцией. По сути, это математическое доказательство полезности диверсификации.
Попробуем объяснить её более простым языком (для тех, кому интересно досконально разобраться в формулах -Wikipedia) на практическом примере американского рынка.
Как видно на графике, различные классы облигационных активов в США в целом достаточно эффективно оценены рынком – за более высокий риск инвестор получает более высокую доходность. Перемещаясь по шкале риска инвестор за последние 25 лет мог получать в среднем от 2% в казначейских векселях до 7% годовых в высокодоходных облигациях.
Еще есть акции. Они несут гораздо больший риск, чем даже «мусорные» облигации, но и потенциальная доходность тоже выше.
Как скомбинировать портфель, чтобы заработать больше без увеличения риска?
Оказывается, что для оптимизации облигационного портфеля в него следует добавлять акции!
Например, портфель, составленный на 40% из акций S&P 500 и на 60% из US Treasuries оказывается по доходности на 1% годовых более доходным, чем портфель корпоративных облигаций при аналогичном риске. А портфель, состоящий на 85% из акций и 15% US Treasuries, оказывается почти на 2% годовых более доходным, чем портфель облигаций High Yield тоже при сопоставимом риске! Это открытие легло в основу популярной инвестиционной стратегии 60/40.