2023 год мы встречали с ключевой ставкой 7,5%. Готовимся провожать год со ставкой 16%. Что готовит новый год? Если ли «пасхалки» в прогнозе Банка России, и что делать, чтобы повышение ставок совсем не волновало?
2023 год мы встречали с ключевой ставкой 7,5%. Готовимся провожать год со ставкой 16%. В рамках опубликованного ранее банком России прогноза, средняя за год должна быть 9,9%. Тут в точку – средняя ставка 10,2%. Но какая амплитуда?
Есть версии, что глобальные циклы ставок мировых банков связаны между собой. Это из-за глобализации: если инфляция появляется в долларе, ее автоматически импортируют те, кто работает с импортом и валютой. Если посмотреть динамику ставки ФРС США – мы увидим, что в штатах сейчас тоже ставка, близкая к максимальной.
Но в отличии от нашего цикла, США стабильно повышает ставку с начала 2022 года. Банк России начал раньше, действуя на опережения после стимулирования экономики из-за COVID-19. Чтобы не допустить перегрева. И даже к февралю 2022 нет вопросов – шок потери резервов тушили чем могли. Но дальнейшее снижение ставки с 20% до 7,5% на фоне роста ставок во всем мире и очень сильной инфляции (субъективно; не по версии Росстата) – спорно.
--------------------------------------------
Спонсор статьи — ⭐ Криптообменник 369change
--------------------------------------------
В прошлый раз, после очередного повышения ключевой до 15%, Банк России быстро пересмотрел свой прогноз. Мы сразу отметили «последовательность таких прогнозов», поскольку прошлый был выпущен всего месяц назад.
Мы вчитались в него и увидели предпосылки роста ставки в декабре по тонкому намеку ЦБ и выпустили пост «Еще одно повышение ставки не за горами»
Сейчас пересмотра прогноза не было. И новой пасхалки тоже нет, поэтому считаем, что двигаемся дальше в рамках прошлых оценок. Исходя из этого, средняя ключевая ставка ожидается в диапазоне 12,5-14,5%. Это уже радует, поскольку для инвесторов в облигации экстремумы не очень критичны. А понимание средней ставки важно, потому что это позволяет зафиксировать текущие высокие ставки.
В то же время, в заключительной речи главы ЦБ есть очень жесткое высказывание, подтверждающее, что пока инфляция не придет в норму – денежно-кредитная политика будет жесткой. Столько, сколько нужно.
Источник: https://www.cbr.ru/press/event/?id=17291
В прогнозе выше помимо ключевой ставки стоит обратить внимание на денежную массу. Печать новых, необеспеченных потребностями экономики, денег – приводит к инфляции в первую очередь. Только представьте: предложение товаров и услуг почти не изменилось, а объем денег в экономике вырос на четверть. При неравномерном распределении напечатанных денег, все товары и услуги потребят те, у кого этих денег стало больше. Платежеспособный спрос приведет к росту цен. В актуальном прогнозе Банка России, прирост денежной массы на 2023 год ~18-21%, а в следующем – 8-13%.
А разве то, из-за чего деньги усиленно печатают сейчас – изменится в 2024 году?
Чтобы сделать вывод, нужно понимать, каким допущениям из прогноза мы верим. При текущей эмиссии денег инфляция не снизится. А это позволяет Банку России быть последовательным и сохранять жесткую ДКП сколько это требуется. Печать денег зависит от внешне-экономической политики, и предсказывать ее — желания (да и компетенций) нет.
Будет ли дорисовано у зайчика ушко? – вопрос на миллион. Если точно знаете ответ – заработать легко. Мы считаем, что нет. Но наша стратегия предполагает вариативность:
· 95% нашего портфеля в облигациях и вкладах
· в последние месяцы треть портфеля мы держали на коротких депозитах и накопительных счетах, чтобы сгладить возможные колебания от роста ставок. Регулярно делали обзоры
· с октября мы планомерно покупаем длинные корпоративные облигации, разбираем самые интересные выпуски. Держим крепкие лизинговые компании, отказываемся от якобы надежных и низкодоходных (вроде МТС)
· 20% портфеля всегда держим в валюте; в феврале-марте будем увеличивать долю
· Кое в чем рискуем: Сегежа, например. Но совсем чуть-чуть. Соблюдает здоровую диверсификацию портфеля
---
До встречи в канале Кот.Финанс.
Какой год - такие и методы