15 декабря 2023 года Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 100 базисных пунктов до 16.00% годовых.
Эльвира Сахипзадовна не стала никого удивлять и приняла решение в рамках консенсуса. Я ожидал повышение на 100 б.п. (прогноз читателей SF: +100 б.п.).
Самое важное из пресс-релиза:
—Инфляция—
Текущее инфляционное давление остается высоким. По состоянию на 11 декабря годовая инфляция снизилась до 7.1% с 7.5% в ноябре, что было связано с эффектом высокой базы начала декабря 2022 года, когда тарифы на коммунальные услуги подверглись внеплановой индексации (говорил об этом тут).
Постоянное инфляционное давление усилилось в последние месяцы. Это связано с тем, что внутренний спрос в большей степени превышает возможности расширения производства товаров и услуг, чем предыдущие оценки Банка России.
Базовая инфляция с учетом сезонных колебаний в октябре—ноябре выросла на 11.5% в годовом выражении (по сравнению с 9.7% в третьем квартале). Годовая инфляция в 2023 году, как ожидается, будет близка к верхней границе прогноза в 7.0–7.5%.
—Финансовые условия—
Денежно-кредитные условия в целом продолжили ужесточаться после повышения ключевой ставки в июле—октябре. Вслед за повышением ставок по депозитам кредитные организации отмечают увеличение притока средств населения, в т.ч. за счет возврата наличных на банковские счета.
Темпы роста необеспеченного потребительского кредитования в последние месяцы замедлились из-за более высоких процентных ставок и влияния предыдущих макропруденциальных мер.
Ипотечный кредит также теряет темпы роста, но общий портфель ипотечных кредитов быстро растет, из-за государственного субсидирования.
Корпоративный сегмент оставался особенно динамичным, поскольку кредитование в нем росло быстрее, чем прогнозировалось Банком России в октябре.
—Экономическая активность—
Отклонение российской экономики от траектории сбалансированного роста во втором полугодии 2023 года в сторону увеличения оказалось сильнее, чем прогнозировал Банк России.
Отклонение российской экономики в сторону увеличения от траектории сбалансированного роста в основном обусловлено внутренним спросом, который генерируется расширение частного спроса наряду с постоянно высоким уровнем государственного спроса
В настоящее время ключевое ограничение предложения в российской экономике связано с условиями на рынке труда. Безработица снизилась до нового исторического минимума. Дополнительным структурным ограничением является низкая географическая и межотраслевая мобильность рабочей силы.
Банк России ожидает, что рост ВВП в 2023 году превзойдет свой октябрьский прогноз и превысит 3%.
—Инфляционные риски—
• Мягкая бюджетная политика. Если дефицит бюджета продолжит расти, проинфляционные риски снова возрастут, и может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика.
• Повышенные инфляционные ожидания. Это будет способствовать дальнейшему быстрому расширению кредитования, в то время как склонность домохозяйств к сбережениям продолжит снижаться. В результате рост внутреннего спроса будет продолжать опережать возможности расширения предложения, усиливая сохраняющееся инфляционное давление в экономике.
• Геополитическая напряженность. Усиление внешнеторговых и финансовых ограничений может еще больше ослабить спрос на российский экспорт, способствуя инфляции из-за колебаний обменного курса. Кроме того, усложнение производственных цепочек и цепочек поставок, а также платежей из-за внешних ограничений может привести к росту цен на импорт.
Дефляционные риски в первую очередь связаны с более быстрым замедлением внутреннего спроса из-за уже начавшегося ужесточения денежно-кредитной политики.
Возвращение инфляции к целевому уровню в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают, что жесткие денежно-кредитные условия будут сохраняться в экономике в течение длительного периода.
Разбор пресс-конференции Эльвиры Сахипзадовны будет вечером.
Больше в тг: t.me/+j-1B6rRgWcBmZTAy