Периодически в СМИ появляются такие новости:
«Поставки российского СПГ в Европу обновили исторический максимум. В ноябре РФ поставила в ЕС 1,75 млн тонн сжиженного природного газа.»
Или...
«США заработали на экспорте СПГ в Европу 66 млрд евро. В 2021 году США поставили газа всего на 700 млн евро. С февраля 2022 года по сентябрь 2023 года европейцы закупали около 61 млрд кубометров на €66,7 млрд.»
Почему все так, и почему все бьются за поставки сжиженного газа в Европу? И причем здесь энергетический переход?
Энергетический переход, энергопереход — значительное структурное изменение в энергетической системе. Увеличивается доля новых источников энергии и происходит постепенное вытеснение старых источников.
В истории выделяются как минимум четыре энергоперехода. В настоящее время мир находится в начале четвёртого (конце третьего) энергоперехода:
первый энергопереход — от биотоплива (дрова, древесный уголь и т. п.) к углю (доля угля в первичной энергии в 1840 году — 5 %, в 1900 году — 50 %);
второй энергопереход — увеличение доли нефти в первичной энергии (1915 год — 3 %, 1975 год — 45 %);
третий энергопереход — расширение использования газа (1930 год — 3 %, 2017 год − 23 %);
четвёртый энергопереход — переход к возобновляемым источникам энергии: энергии ветра, Солнца, приливов и т. д. (2017 год — 3 %).
Четвертый энергопереход нужен для того, чтобы снизить влияние на окружающиую среду, уменьшить выбросы парниковых газов и снизить зависимость от ископаемого топлива. Но чтобы к нему прийти нужно много ресурсов: того же газа ( смотреть третий энергопереход), цветных металлов, а в Китае еще и угля (это уже первый энергопереход).
В общем чтобы продать что то ненужное, нужно сначала это ненужное купить…
Попытки ускоренного перехода к использованию возобновляемой энергии связаны с рисками, вытекающими из нестабильности её выработки и необходимостью увеличения добычи полезных ископаемых (например, металлов для производства аккумуляторов), что само по себе ведёт к ухудшению экологической ситуации. В общем получается какой-то парадокс.
💡Уголь.
Потребление энергетического угля в мире к 2030 году вырастет на 3% – с 6,8 млрд т в 2021 году до 7 млрд т, однако в следующие десятилетия спрос будет снижаться и к 2050 году обвалится почти на 40%, до 4,2 млрд т, прогнозируют в российской консалтинговой компании «Яков и партнеры». Но зато может вырасти потребление угля в Индии, Азии, Африке. Однако уже к 2050 году потребление, вероятно, снизится до 1,04 млрд т.
Пик потребления энергетического угля в Китае пройдет уже к 2025 году, считают эксперты. К этому же моменту китайские власти планируют в полтора раза нарастить мощности возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – с 680 млн т до 1 млрд т в угольном эквиваленте. А к 2030 году китайцы собираются сократить долю ископаемого топлива до 75%. На Китай в настоящее время приходится около 33% общемирового объема возобновляемой генерации и больше половины мощностей по накоплению энергии. При этом именно Китай пока остается ключевым покупателем российского угля.
💡Газ.
Энергии нужно много, ЕС продолжает закупить газ, только уже сжиженный. США и РФ увеличивают продажи СПГ в ЕС и соревнуются друг с другом. Правда США периодически пытается наложить санкции.
«Поставки СПГ из России в Китай в январе — сентябре в годовом исчислении выросли на 47%, до 6,2 млн тонн, а поставки российской нефти — на 24,4% и составили 79,9 млн тонн.»Новые проекты по СПГ запускает Роснефть. «Роснефть» получила право экспорта СПГ с 36 месторождений в Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач оценил потенциал «Арктик СПГ-2» в 3-4% от всего мирового рынка СПГ. В условиях санкций США, под которые проект попал 2 ноября, «Новатэк» может лишиться этой доли рынка. Однако насколько успешны будут санкции, зависит от стран-покупателей. Например, Япония не намерена покидать проект и попытается добиться исключения из санкционного режима.
В общем возобновляемые источники пока не могут обеспечить мировое потребление энергии. Нужен газ ( и не только), поэтому инвестиции в газ ( Роснефть, Новатэк, Газпром) могут быть достаточно интересными на длительном отрезке времени.
💡Цветные металлы.
Для производства электромобиля нужно от 32 до 55 кг меди, авто с ДВС – 20 кг. Никель – 5-35 кг, с ДВС – 2-4 кг. Литий – 2-10 кг.
( По данным Норникеля)
В общем металлов нужно значительно больше, чем в авто с ДВС.
К этому еще можно добавить развитие электроники, ведь для управления солнечными станциями так же нужна электроника, для построения ветряных электростанций нужны генераторы, а значит и вырастет потребление меди и других цветных металлов. Самые крупные «медные» компании: Норникель (GMKN) — РФ, Vale S. A. (VALE) – Бразилия, Freeport-McMoRan (FCX) – США, Southern Copper (SCCO). Пока они конечно не в самой лучше форме, но все может измениться.
При этом в Индонезии двузначными темпами растет производство никеля. Низкая себестоимость и колоссальные вложения со стороны китайских компаний, делают Индонезию главным конкурентом для Норникеля. Доля Индонезии в производстве никеля только за один 2022 год увеличилась с 49 до 55 процентов. В первом квартале этого года металлургические заводы Индонезии произвели на 41 процент никеля больше, чем за тот же период годом ранее, при общемировом росте в 20 процентов.
Но цены на цветные металлы могут опять начать расти, как только начнется новая «битва за энергопереход», но для этого должен вырасти спрос или упасть предложение на эти металлы.
В общем для 4 энергоперехода нужно много ресурсов: газа, угля, нефти, цветных металлов… И процесс займет не несколько лет, а скорее десятилетий. Поэтому имеет смысл инвестировать в «классические» сектора экономики: энергетика, сырьё, металлы и т.д.
Про Норникель.
t.me/pensioner30/5704