За всю осень Россия не отправляла так мало своей нефти в танкерах, как в середине ноября — всего 2,7млн баррелей ушло из её портов в середине ноября, подсчитал Bloomberg. Сокращение составило более полумиллиона баррелей, падения такой глубины последний раз наблюдались ещё летом. С другой стороны и цена на чёрное золото сбавила обороты, и вот уже обвал российского экспорта начинает восприниматься как хитрый план. В сложившейся ситуации, где в едином экстазе сплелись волатильные цены на нефть и геополитическая напряжённость, заводы в разных странах не спешат наращивать производство. И вот звенья одной цепи начинают стегать по спине спину всей мировой экономики.
Bloomberg внимательно следит за танкерами, снующими из России, поэтому падение нефтеперевозок до 2,7млн баррелей сырой нефти в день сразу отразилось на их статистических графиках. Неделей раньше объём экспортируемого чёрного золота составлял 3,28млн, так что снижение свыше чем на полмиллиона не могло не бросаться в глаза. Это крупнейшее падение за целый квартал, при том, что в августе Москва всё равно отправляла на 340 тысяч баррелей меньше.
Экспортные ограничения Москвы, о которых ранее объявлял вице-премьер России Александр Новак, распространялись как на сырую нефть, так и на продукты переработки — он рассказывал о продлении дополнительного добровольного сокращения поставок нефти на мировые рынки на 300 тыс. баррелей в сутки до конца декабря 2023 года. Вот зарубежные эксперты и ставят под вопрос, держит ли Россия слово касательно своих намерений. В любом случае падение энергоресурсов морем зафиксировано. Учитывая то, что на прошлой неделе США ввели санкции против трёх танкеров, обвинённых в нарушении ценового потолка на российскую нефть, интересно посмотреть как это отразится на дальнейшей статистике. Сомнительно, что охоту на теневой флот вдруг по щелчку масштабируют, особенно на фоне заявлений последних месяцев разных шишек касательного того, что потолок цен на российскую нефть не работает.
Нормально ли себя чувствует в таких условиях Москва? Reuters пишет, что Россия в «зоне комфорта»: цены на нефть выше прогнозов, доходы от экспорта тоже идут вверх, а дефицит бюджета сокращается. Зачем стране наращивать продажу чёрного золота, когда его цена идёт вниз? Особенно на фоне приближающейся встречи ОПЕК+, перенос которой с 25 и 26 ноября перенесли на 30 ноября. За рубежом немедленно отреагировали на это предположением, что «нефть подешевела, поскольку разногласия внутри ОПЕК + вынудили группу отложить предстоящее заседание, подавив спекуляции о дальнейшем сокращении добычи альянсом во главе с Саудовской Аравией, как раз в тот момент, когда данные США показали значительный рост запасов».
Если отправки морем российской нефти стремительно падает, то её переработка в России наоборот устремилась вверх. С 8 по 16 ноября отмечается, что этот уровень подскочил до максимума за последние три месяца — спасибо, закончившемуся техобслуживанию на нефтеперерабатывающих заводах. Действительно, зачем продавать дешёвое сырьё, когда можно поставлять более дорогую продукцию из него.
Мировая промышленность от такой нестабильности с нефтяными ценами вкупе с постоянно растущей геополитической напряжённостью затаилась. «В октябре производственная активность сократилась 14–й месяц подряд — самый продолжительный спад за два десятилетия. На фоне слабого спроса производители сокращают производство, закупки и занятость. Более высокие цены на нефть также снижают норму прибыли», — отмечает всё тот же неугомонный Bloomberg. А дешёвую то где взять? Ах да, в запасе всегда есть потолок цен.