Около 560 тыс. баррелей в день ушло в запасы в октябре, согласно расчетам с использованием официальных данных об импорте, внутреннем производстве и пропускной способности нефтеперерабатывающих заводов.
Октябрь контрастировал с сентябрем, когда нефтеперерабатывающие заводы, наоборот, брали нефть из запасов, перерабатывая на 240 тыс. баррелей в сутки больше, чем было доступно за счет импорта и внутреннего производства.
Китай — крупнейший в мире импортер нефти. НПЗ страны обращались в 2023 году к запасам трижды: в апреле, июле и сентябре.
Однако в оставшиеся семь месяцев до октября запасы пополнились настолько, что более чем компенсировали потери: в первые 10 месяцев года запасы увеличились на 680 тыс. баррелей в сутки.
Китай не раскрывает объемы нефти, поступающей в стратегические и коммерческие запасы или из них, но оценку можно сделать, вычитая количество переработанной нефти из общего объема нефти, полученной от импорта и внутренней добычи.
Согласно данным Национального бюро статистики, опубликованным 15 ноября, в октябре нефтеперерабатывающие заводы Китая переработали 63,93 млн тонн нефти, что эквивалентно 15,05 млн баррелей в сутки.
Производительность упала с рекордных сентябрьских 15,48 млн баррелей в сутки, в основном из-за сокращения внутренней рентабельности на фоне замедления роста спроса, а также снижения экспорта из-за того, что нефтеперерабатывающие заводы превысили квоты.
Импорт сырой нефти составил 48,97 млн тонн, а внутренняя добыча — 17,33 млн, что в общей сложности составило 66,3 млн, что эквивалентно 15,61 млн баррелей в сутки.
Если вычесть производительность НПЗ из общего объема доступной нефти, останется избыток в 560 тыс. баррелей в сутки, который будет помещен в коммерческие или стратегические резервы.
В этом году модель импорта сырой нефти и переработки нефти в Китае заключалась в том, чтобы покупать больше нефти, когда цены были низкими, и увеличивать переработку, когда внутренний спрос восстанавливался и были доступны экспортные квоты, что позволяло им воспользоваться высокой прибылью топлива в Азии, особенно дизеля.
И наоборот, когда цены на нефть выросли, как это произошло с июля после того, как ведущий экспортер и фактический лидер ОПЕК+ Саудовская Аравия сократила добычу еще на 1 млн баррелей в сутки, Китай в последующие месяцы имел тенденцию сокращать импорт.
Это говорит о том, что китайские нефтеперерабатывающие заводы вполне рады использовать свои обширные запасы для снижения высоких затрат на сырую нефть.
Объемы, направляемые в резервы в 2023 году, также ставят под сомнение некоторые оптимистичные прогнозы относительно спроса в Китае. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что спрос в Китае вырастет на 1,8 млн баррелей в сутки в 2023 году.
Импорт Китая за первые 10 месяцев года составил 11,36 млн баррелей в сутки, что на 1,19 млн баррелей в сутки выше, чем за весь 2022 год.
Чтобы получить более правдивую картину состояния внутреннего потребления Китая, следует также принять во внимание объемы, которые идут в хранилища, а также увеличение экспорта топлива.
Экспорт нефтепродуктов за первые 10 месяцев года увеличился на 33,2% и составил 53,09 млн метрических тонн, что составляет около 1,40 млн баррелей в сутки, если рассчитывать с использованием коэффициента конверсии BP, составляющего 8 баррелей продукта на 1 метрическую тонну нефти.
Экспорт очищенного топлива составил 1,18 млн баррелей в сутки за весь 2022 год, а это означает, что за первые 10 месяцев он вырос на 220 000 баррелей в сутки по сравнению с 2022 годом.
Если добавить увеличение экспорта продукции к потокам в резервы, то общая сумма составит 900 тыс. баррелей в сутки за первые 10 месяцев года.
Если вычесть это из увеличения импорта сырой нефти на 1,19 млн баррелей в сутки, это означает, что фактическое внутреннее потребление всего на 290 тыс. баррелей в сутки больше, чем в 2022 году.
Вряд ли это оптимистичная цифра, и она предполагает, что некоторый оптимизм МЭА, который в значительной степени разделяет ОПЕК+, относительно состояния спроса Китая преувеличен.
Хотя потоки запасов и реэкспорт сырой нефти в виде продуктов нефтепереработки являются частью роста спроса, полагаться на них для удовлетворения оптимистичных прогнозов Китая, вероятно, является ошибочной стратегией.