Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Во-первых, у нас нет определенности по поводу того, что именно мы понимаем под социальными токенами (например, непонятно, можно ли назвать токен секты TempleDAO социальным токеном). В связи с этим также не до конца понятно, как эти токены можно было бы классифицировать. Кроме того, некоторые токены (в основном комьюнити-токены) мало чем отличаются от гавернанс-токенов DAO. Тем не менее, на рынке есть очень примерное представление о видах социальных токенов. Разберемся в этих видах и основных проектах. Да, и социальные токены не имеют ничего общего с социальными сетями типа DeSo или Lens (точнее в целом имеют, но в данном случае нет).
1. Инфраструктура для социальных токенов. Речь идет о платформах, предоставляющих инфраструктуру для выпуска социальных токенов (смарт-контракты, скрипты, определенные фреймворки для работы с комьюнити и прочее. ). Токены этих платформ (при наличии) являются гавернанс-токенами, иногда с шэрингом комиссий в пользу холдеров. У большинства площадок есть пара миллионов инвестиций и партнерства с одним-двумя инфлюенсерами. Основные платформы это:
⁃ Rally — один из самых известных проектов, сейл которого проходил на Коинлисте, с Andreessen Horowitz, Coinbase и другими фондами в инвесторах: площадка для создания социальных токенов (прежде всего, личных токенов типа $GARY, $JAFFE и прочих.) со всеми необходимыми для этого инструментами;
⁃ Chiliz — куча инвесторов и листинг на Binance: валюта для платформы Socios, это те которые выпускают фан-токены футбольных клубов и других спортивных команд;
⁃ похожие на Rally площадки для создания социальных токенов: Fyooz, p00ls, BitClout, Roll, Socialstack, Calaxy (от игрока NBA, с $26 млн инвестиций и на блокчейне Hedera), Coinvise, MeTokens, Highlight (скорее про создание комьюнити);
⁃ Zora — NFT-площадка, но может использоваться также как инфраструктура для продажи социальных токенов;
⁃ Mirror — это та площадка, на которой вместо Медиума пишут прогрессивные криптаны: так вот, на ней помимо прочего можно выпускать социальные токены;
⁃ также есть десятки проектов, облегчающих взаимодействие с комьюнити (привязка соцсетей к кошельку, поощрение участников, всякие дэшборды и прочее.).
2. Личные токены. Привязаны к конкретной личности (инфлюенсер, баскетболист и прочие.) и могут обеспечивать доступ к закрытым ивентам и чатам, NFT, общению с личностью и пр. Обычно выпускаются на одной из перечисленных в п.1 площадок. Примеры:
⁃ ALEX — токен Алекса, который собрал $20k на переезд в Сан-Франциско, за что в ответ обещал делиться частью своей будущей зарплаты;
⁃ RAC — токен музыканта для доступа в Discord, дропов и прочего;
⁃ RON — токен Роналдиньо для доступа во вселенную Роналдиньо;
⁃ и еще сотни разных личных токенов.
3. Комьюнити-токены. Все то же, что и в личных токенах. Также может иметься некое подобие гавернанса (например, “какого цвета будет автобус футбольного клуба “Барселоны”) и шэринга прибыли от деятельности комьюнити. Примеры:
⁃ Whale — токен DAO, в трежери которого лежат NFT на несколько десятков миллионов долларов;
⁃ FriendsWithBenefits — одно из самых известных комьюнити на базе социального токена, который нужен для доступа в Discord и на ивенты DAO;
⁃ PSG, Lazio и прочие фан-токены (которые не так давно активно выпускались с ланчпада на Binance) — нужны чтобы помочь команде раскрасить автобус, выбрать цвет формы и прочее;
⁃ GlobalCoinResearch — DAO, занимающееся исследованиями и инвестициями, у владельцев токена доступ к контенту и разным событиям;
⁃ Bankless — что-то вроде децентрализованного медиа про DeFi, NFT и WEB3 в целом;
⁃ Forefront — то же, что Bankless, но про социальные токены;
⁃ Steem — площадка для авторов с прошлого булрана;
⁃ Apecoin — без комментариев.
4. Фонды, активно вкладывающиеся в социальные токены:
⁃ Seed Club — инкубатор для проектов, связанных с социальными токенами;
⁃ Outline Ventures;
⁃ Scalar Capital;
⁃ Metacartel Ventures.
По оценке Forefront на сегодняшний день общий маркет кап социальных токенов (фан-токены типа LAZIO Forefront не относит к социальным токенам) — $1.42 млрд (из них $1,2 млрд у APE). Подавляющее большинство — это личные токены или токены комьюнити с m.cap <$100k, холдерами в количестве <1000, нулевым объемами торгов и непонятно, насколько живым комьюнити. К социальным токенам неприменимы стандартные оценки типа, поэтому сложно оценить общее состояние этого рынка.
Что касается инфраструктурных проектов, они последние недели падают со всем рынком, количество реальных юзеров стремится к нулю. Но уже сейчас можно обозначить несколько фундаментальных проблем социальных токенов:
1. Во-первых, в то время как в DeFi мы стремимся исключить любое человеческое вмешательство и привязать все происходящее в блокчейне к смарт-контрактам, в социальных токенах ситуация ровно обратная: во многом все строится на обещаниях создателя токена выдать (постоянно выдавать) нечто в обмен на холд токена:
⁃ с одной стороны, это ставит ряд вопросов — что если автор впадет в депрессию и не будет пилить контент? Что если он умрет? Или если его обещания будут слабо коррелировать с действительностью?
⁃ с другой стороны, социальные токены в моем представлении — это больше про новую форму доната своим кумирам и новый способ финансиализации личности инфлюенсера либо про оплату входа в закрытый клуб, а не про инвестиции. В такой логике депрессия инфлюенсера, а тем более его смерть не являются проблемами. Инфлюенсер нарушает обещания? Комьюнити в нем разочаровывается и больше не посылает донаты/не покупает токен либо продолжает сидеть в сформировавшемся комьюнити (в ситуации, когда комьюнити и вход в него уже получили собственную ценность и оторвались от личности инфлюенсера).
Если пофантазировать о будущем, то можно представить как социальные токены переходят в управление продюссерских центров (например, центров по созданию K-POP звезд), а система социального рейтинга убивает у инфлюенсера и его руководства желание как-то косячить, а тем более скамить покупателей социального токена.
2. Стандартная проблема любого токена — привлечение не крипто-нейтив аудитории. Существующие социальные токены не смогли выйти за пределы крипто, так что вопрос с привлечением не-крипто крайне актуален. Завьялов Илья Николаевич считает, что это вопрос времени — чуть более удобная инфраструктура (она уже почти здесь), и технически купить токен сможет любой подросток (думаю, именно они будут целевой аудиторией для социальных токенов).
3. Непонятно, какую ценность должны нести социальные токены, и что они вообще из себя представляют. Их рассматривают как (1) способ продажи продукта, (2) маркетиновый инструмент, (3) средство для доступа к нефинансовым ценностям социальных коммуникаций. Есть мнение, что социальные токены это, прежде всего, токенизация человеческих отношений и возможностей, которые они предоставляют. Не уверен, что социальные токены смогут существовать в нашем (по больше части капиталистическом) мире в виде красивых абстрактных дефиниций про токенизацию социальных связей.
Резюмируя, на мой взгляд время социальных токенов однозначно еще не пришло. В сегодняшних реалиях они — первый кандидат на смерть в медвежьем рынке, а на новом бычьем — идеальная почва для новой волны скама. В аналитических статьях рисерчеры очень пытаются найти возможное применение для социальных токенов, но получается что-то странное. Предполагает о том, что социальным токенам еще предстоит найти свое место в будущем мире (метаверсе), и в процессе этого пути существенно преобразится как фактура самих социальных токенов, так и окружающий их пейзаж. До этого времени доживут только те проекты, которые будут готовы подстраиваться под рынок и изменяться вместе с ним.
Как можно извлечь что-то полезное из социальных токенов сейчас? Можно обозначить для себя несколько набиолее интересных и перспективных на твой взгляд проектов, за которыми будешь следить (возможно, начать что-то покупать в момент максимальной боли на рынке), подписаться на рассылку Forefront, наблюдать за изменениями в индексе социальных токенов от Index Coop, возможно попробовать поучаствовать в каком-нибудь комьюнити. Да, и не стоит забывать, что социальные токены — это в конечном итоге товар. Мы уже научились продавать картинки с обезьянами, виртуальную землю и рекламу в метаверсе.