В сентябре, после снижения выплат нефтегазовым компаниям по топливному демпферу в два раза (при продаже нефтепродуктов на внутреннем рынке), цены на бензин и дизель резко выросли. С 21 сентября Правительство ввело временный запрет на экспорт этих нефтепродуктов. В статье рассмотрим, как эта мера повлияла на цены на внутреннем рынке и как их планируют регулировать дальше.
Из-за снижения выплат по топливному демпферу (эта мера планировалась еще с апреля) цены на бензин и дизель подскочили примерно на 40-50% с апреля до середины сентября. Благодаря временному запрету на экспорт дизеля и бензина, который вступил в силу 21 сентября, цены упали примерно на 20%. В итоге они дошли до уровня июня, но остались на 10-24% выше, чем в начале апреля.
Запрет на экспорт действует уже две недели, но он не может продлиться долго. В ближайшее время у «Транснефти» могут закончиться мощности по хранению дизеля. Если меру не отменят, НПЗ будут вынуждены снизить объем переработки и объем поставок бензина на внутренний рынок (т.к. экспорт дизеля существенно выше, чем бензина). Тогда это приведет, наоборот, к дестабилизации рынка и дефициту бензина.
4 октября прошло очередное совещание А. Новака с нефтяниками по ситуации на рынке. По его итогам о новых мерах заявлено не было. Но, вероятно, в ближайшее время может быть принято решение о смягчении запрета на экспорт. По данным источников «Коммерсанта», Правительство готово частично снять запрет на экспорт дизеля, но оставит запрет на экспорт бензина (его доля в экспорте нефтепродуктов небольшая, около 3%). Также Минфин может повысить выплаты по топливному демпферу и пошлины на экспорт бензина и дизеля, чтобы сдерживать цены на внутреннем рынке. ФАС следит за ростом цен на розничном рынке на АЗС, но не контролирует цены на оптовом биржевом рынке.
Наталья Шангина, Senior Analyst
Дурак, что взять…