В этом лете российские нефтяные компании впервые отправили танкеры с нефтью Urals по Северному морскому пути в Китай, а затем по тому же маршруту была отправлена партия сжиженного природного газа с балтийского завода «Газпрома».
Разберемся, почему Северный Ледовитый океан становится все более востребованным, какие у него преимущества и недостатки, и как связано это с глобальным потеплением.
Что такое Северный морской путь и когда он стал активно используемым?
Северный морской путь протягивается вдоль северных берегов России, начиная с Мурманска и простираясь через моря Северного Ледовитого океана до Берингова пролива. Этот маршрут является самым коротким водным путем из Европы в Азию, почти вдвое короче, чем маршрут через Суэцкий канал. Если отправка грузов из портов Японии в Европу через Египет занимает около месяца, то судно может дойти до назначения через арктические моря всего за две недели.
Идея создания регулярной морской связи через Северный морской путь возникла еще в 1930-х годах, но была реализована примерно через сорок лет после этого, с введением в эксплуатацию ледоколов. В советское время этот маршрут использовался в основном для доставки грузов летом в отдаленные арктические города и поселки. Пик грузопотока составил 6,7 миллиона тонн в 1987 году, но после этого объем перевозок снизился.
Второе дыхание Северный морской путь получил в 2000-х годах с ростом внутренних перевозок, а в 2010 году по этому маршруту впервые прошел международный транзит без захода в российские порты. Датский балкер Nordic Barents доставил железорудный концентрат из норвежского Киркенеса в Китай.
Краткий путь всегда имеет свои сложности: большую часть года Северный Ледовитый океан покрыт льдом, и для навигации по чистой воде доступно всего 2-4 месяца в году, обычно с конца июня по ноябрь. Даже в этот период погода в Арктике остается нестабильной, и на скорость прохождения маршрута влияют такие факторы, как туман, плохая видимость и сильные ветры.
Каким образом суда преодолевают ледовые условия в Северном Ледовитом океане?
В течение короткого летнего сезона, когда Северный морской путь почти свободен ото льда, суда с низкими ледовыми классами (например, Ice 1–3) могут самостоятельно двигаться по трассе без помощи ледокола. Однако в другие времена года, когда ледовые условия становятся более сложными, необходимо сопровождение ледоколами, так называемая ледокольная проводка.
В мире существует только один атомный ледокольный флот, и он находится в России. С 2008 года данным флотом управляет компания «Росатом». В настоящее время на Северном морском пути (СМП) действует семь атомных ледоколов, из которых самыми мощными являются «Арктика», «Урал» и «Сибирь». Они были специально разработаны для замены ледоколов, построенных в советское время.
Несмотря на трудности с импортозамещением оборудования, в настоящее время строятся еще два атомных ледокола с названиями «Якутия» и «Чукотка». Планируется, что они будут сданы в эксплуатацию в 2024 и 2026 годах соответственно. Еще два атомных ледокола, «Камчатка» и «Сахалин», находятся в стадии подготовки к строительству, которое запланировано завершиться в 2028 и 2030 годах.
В 2027 году планируется сдать в эксплуатацию более мощный ледокол проекта «Лидер», который сможет ломать лед толщиной до четырех метров, хотя лед на СМП, как правило, не превышает три метра в толщину. Это судно будет обладать высокой скоростью и мощностью, что позволит сократить время прохождения СМП вдвое.
Кроме атомных ледоколов, на СМП также работает несколько десятков дизельных ледоколов. Крупные добывающие компании, такие как «Норильский никель» и «Новатэк», также имеют свой танкерный флот ледового класса, который может двигаться по СМП даже зимой без помощи ледоколов.
Ледоколы уже активно используются в западном секторе СМП, начиная с Мурманска и заканчивая Дудинкой в Красноярском крае. Однако восточный участок, от Дудинки до Чукотки, до сих пор не использовался круглый год из-за более сложных ледовых условий. Но глава «Росатома» Алексей Лихачев обещает начать круглогодичную навигацию в восточной части СМП совместно с «Новатэком» уже в начале 2024 года.
Что касается перевозок по Северному морскому пути, в основном транспортируются нефть и газ, их доля в общем грузопотоке может достигать 90%. Проект «Новатэка» под названием «Ямал СПГ» осуществляет поставки сжиженного природного газа из порта Сабетта в Азию, а «Газпром нефть» отгружает нефть с арктических проектов, таких как Новопортовское и Приразломное месторождения.
Также часть грузопотока обеспечивают «Норильский никель», уголь с проекта компании «Северная звезда» на Таймыре, а также контейнерные и транзитные грузы.
Новизна экспорта по Северному морскому пути (СМП) в этом году заключается в нескольких ключевых аспектах:
Увеличение перевозок нефти. Важным изменением является ....
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.
Почему же этот маршрут действительно был мало используем?? Черт возьми, надо открыть глаза Мурманскому морскому пароходству на их косяк. Хотя стойте, там же лед! И хотя 14к км меньше 23к, то, блин застряв в ледовом поле на 3-4 суток в ожидании ледокола или смены направления ветра, по времени теряешь гораздо больше чем через Суэц. А каждые сутки фрахта танкера это очень-очень дорого. И скорость судна во льду мизерная, по сравнению с чистой водой. Поэтому дело не в километрах, а в днях пути.
Помимо этого, «на усах ледокола» ледовое поле может пройти танкер не шире самого ледокола (а они небольшие), поэтому пойдут маленькие танкера, перевозящие мало нефти, и стоимость перевозки будет высокая.
Истинная природа всего этого шухера (куда девать мазут) контроль периметра.
накрайняк в чем прроблема построить космический лифт до китая