Часть 3
Питер Линч.
Лучший портфельный управляющий в период 1977-1990 гг. Доходность 29,2% годовых. По Линчу, инвестирование — несложное занятие. Поэтому, если анализ компании
становится чересчур запутанным, нужно просто забыть про нее и переходить к следующей.
Ищите нишевые компании — небольшие, с агрессивным управлением, нацеленные на быстрый (но не супербыстрый!) рост прибыли.
Вставка вставка «нишевые компании Линча».
Вкладывайте средства в акции компаний с потенциалом не ниже, как говорил Питер Линч, «десятикратников» (возможным ростом в 1000%).
Основная дисциплина, помогающая в выборе акций, — это логика. Она помогает увидеть нелогичность многих событий, происходящих на рынках акций.
Его первое правило гласит: «Перестаньте слушать профессионалов!» Линч убежден, что обычные люди, «используя привычные 3% мозга», могут получить такой же или даже более высокий доход, как и среднестатистический «эксперт».
Линч выделял шесть категорий компаний: медленнорастущие, устойчивые, циклические, с недооцененными активами (со значительной долей скрытой стоимости на балансе), выходящие из кризиса и быстрорастущие (или нишевые). Его портфель включал все акции компаний из всех категорий, но фаворитами были именно нишевые компании.
Вы должны уметь изложить полную характеристику достоинств компании в «двухминутном монологе». Если для объяснения требуется более двух минут, то объект инвестиций слишком сложен и несет слишком высокую неопределенность, чтобы заниматься им дальше.
Для подержания эффективности и доходности портфеля необходимо хотя бы раз в несколько недель выделять время на сбор качественной информации о каждой из компаний и проверку ее результативности. Два основных вопроса об акциях портфеля: (1) остается ли цена привлекательной относительно подтвержденной чистой прибыли и (2) приведут ли изменения в компании к значительному повышению чистой прибыли? Ответы на эти вопросы зависят от изменений конкурентной позиции фирмы и качества ее менеджмента. Эти изменения нужно отслеживать, чтобы убедиться, что все идет по заданному сценарию и фирма сохраняет устойчивость.
Линч сравнивал акции с детьми: не нужно заводить их больше, чем можешь
поднять на ноги. В жизни всех компаний есть три этапа. Вначале они появляются на свет, развивают бизнес и пытаются найти путь к успеху. Этот этап связан с большими рисками для инвестора — все может закончиться неудачей.
Затем наступает стадия расширения, когда успешную стратегию можно реализовать на новых территориях. Именно здесь инвестор может получить наибольший доход — компания нашла свою нишу и добилась успеха. Заключительный этап — зрелость, когда рынок достигает точки насыщения, и компания должна искать новые пути развития. Здесь инвестор также несет риски, поскольку дальнейший успех компании не гарантирован. Каждый из этих трех этапов можно длиться по нескольку лет. Инвестор обязательно должен знать, на каком из этапов находятся выбранные им компании.
Акции стоит покупать только в том случае, если у вас есть достаточно времени на проведение анализа и получение полного представления о ситуации в компании.
Если показатели компании ухудшаются, а цена растет, стоит задуматься о ее замене на более перспективную фирму, при условии проведения тщательного анализа последней. Другой признак подходящего момента для продажи — резкий рост цен при слабых показателях бизнеса, когда Уолл-стрит слишком поздно проявляет свой интерес. «Если сорок аналитиков с Уолл-стрит дают акциям самые положительные оценки, 60% акций находятся у институциональных инвесторов, а генеральный директор компании становится желанным гостем на страницах трех национальных журналов, то определенно стоит задуматься о продаже»
Джон Нефф.
Управлял фондом Windsor Fund в период 1964-1995гг.
Его по-настоящему интересовали предприятия со скучным бизнесом, которые становились доходными благодаря как раз своей непривлекательности для конкурентов.
Во время службы на флоте в 1951-1953 гг. Нефф пристрастился к игре в покер. За столом он видел, что постоянные победители умели хорошо оценивать вероятность успеха, обладали силой воли, не подавались искушению «сорвать куш>>, если шансы были не на их стороне.
Windsor Fund покупал акции с PER на 40-60% ниже обычного.
Нефф считал, что если такие акции предполагают стабильный рост прибыли, то есть и вероятность того, что они могуг резко подняться в цене. Акции с низким PER дорожают в двух случаях. Во-первых, рынок может признать, что непопулярный сектор или компания не так уж плохи и прежняя отрицательная реакция на их трудности была преувеличенной. Во-вторых, цена может вырасти из-за более высокой прибыли на акцию.
Необходимо проводить анализ и по другим критериям. Успех такой стратегии инвестировании заключается в умении отличить акции, имеющие низкий PER из-за того,
что компания непопулярна, не замечена или недооценена, от акций тех компаний, которые уже пережили свои лучшие времена и не имеют перспектив на будущее.
Акции, на которые следует обратить внимание:
-Акции компании, переживающей период смены продукта, менеджмента или
рынка, неизбежно подвержены давлению из-за увеличения сделок по их продаже.
-трудные времена в компании. Например, в конце 1980х был кризис в компаниях страхования имущества. Нефф купил несколько страховых компаний, и потом они выросли.
-небольшие и нестандартные компании
-Компании, которые решили сменить отрасль.
Что не надо делать:
-Не инвестируйте в первоклассные акции.
-Не использовать технический анализ
Все акции в портфеле Неффа Wiпdsor Fund так или иначе предназначались для продажи, но Нефф не возражал, если они оставались в фонде по 3-4 года. Однако если акции не оправдывали ожиданий, они могли быть проданы уже через месяц.
Нефф считал, что тем, у кого нет времени на анализ компаний, лучше разместить средства в коллективных инвестиционных фондах (например, в ПИФах).