За прошедший год Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, рассчитывая большую долю торговли в национальных валютах и перенаправляя поставки на восток, поскольку традиционные потребители в Европе избегали закупок после войны, начавшейся более года назад.
Но из-за стагнации импорта из Индии Россия в конечном итоге оказывается с избытком рупий, и российские компании испытывают трудности с репатриацией из-за ограничений в местной валюте. По словам людей, знакомых с ходом переговоров, тупик в поиске решения привел к тому, что Россия ожидает дальнейшего роста профицита.
По данным Bloomberg Economics, ежеквартально дисбаланс, вероятно, будет генерировать сумму, эквивалентную 2–3 миллиардам долларов, которые Россия не сможет использовать. Эта сумма увеличит, по оценкам, чистые иностранные активы, накопленные за рубежом в течение 2022 года, на 147 миллиардов долларов.
Тупик за столом переговоров между Индией и Россией осложняет их бурно развивающуюся одностороннюю торговлю. В первом квартале дефицит торгового баланса Индии с Россией составил 14,7 миллиарда долларов.
Главным приоритетом для Индии является содействие более широкому использованию рупии в международных расчетах. Центральный банк предположил, что страны, накапливающие избыток рупий от экспорта, могут вкладывать средства в местные ценные бумаги, включая государственные облигации.
Обе страны обсуждают различные платежные механизмы, включая инвестиции российских компаний на рынках капитала Индии.
Это вариант, который изначально не понравился российской стороне, но теперь снова обсуждается, поскольку миллиарды рупий накапливаются в индийских банках, сообщили официальные лица в Индии, знакомые с деталями, попросив не называть их имен, поскольку обсуждения были частными. Другие возможности включают направление накопленных рупий в индийские инфраструктурные проекты в обмен на доли в акционерном капитале.
Для России единственным приемлемым вариантом является использование валют третьей страны, таких как китайский юань или дирхам Объединенных Арабских Эмиратов.
По словам источников Bloomberg, большая часть наличных денег, которые пока не могут быть конвертированы, принадлежит контролируемой государством «Роснефти». Крупнейший российский экспортер сырой нефти владеет почти 50% акций Nayara Energy, второго по величине нефтеперерабатывающего предприятия Индии.
В марте главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин совершил поездку в Индию и подписал соглашение о «существенном» увеличении поставок нефти в Индию, а также обсудил возможность осуществления платежей «в национальных валютах» с местными энергетическими компаниями, говорится в заявлении, опубликованном в то время.
Хотя изменения в том, как правительство в Москве облагает нефтяные компании налогами, позволили стабилизировать государственные финансы после рекордного роста расходов, невозможность вернуть доходы лишает Россию твердой валюты в то время, когда ее экспортеры уже сталкиваются с более длительными сроками ожидания платежей, поскольку многие отечественные банки потеряли доступ к своим корреспондентским счетам в США и других странах Запада.
В течение нескольких последних месяцев российские домохозяйства и компании также переводили средства на миллиарды долларов в банки за рубежом. А поскольку часть иностранной выручки в настоящее время находится за рубежом, давление на рубль может усилиться, поскольку меньшее количество экспортной выручки будет конвертировано в российскую валюту.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-01/russia-s-rupee-trap-is-adding-to-147-billion-hoard-stuck-abroad
Тут или заказная статья про бывшие «твёрдые» западные валюты или полное невосприятие реальности и ближайших перспектив.