Вот некоторые мысли:
Люди ограничены своим опытом и часто уверены, что будущее — это немного измененное настоящее. При жизни одного поколения бывает только одно (максимум два) кардинально серьезное событие.
«Время впереди будет радикально отличаться от того, что мы испытали в нашей жизни, но похоже на то, что много раз происходило в истории» («The times ahead will be radically different from those we've experienced in our lifetimes, though similar to many times in history»)
«Есть много людей, компаний, организаций и правительств, которые выглядят богатыми, даже если они на пути к банкротству. Они выглядят богатыми, потому что они много тратят, имеют много активов и даже много кэша. Тем не менее, если присмотритесь повнимательнее, то сможете вычислить тех, кто выглядят богатыми, но имеют серьезные финансовые проблемы, потому что их доходы меньше расходов» («There are many people, companies, non-profit organizations, and governments that look rich even while they are in the process of going broke. They look rich because they spend a lot, have plenty of assets, and even have plenty of cash. However, if you look carefully, you will be able to identify those that look rich but are in financial trouble because they have incomes that are below their expenses.
»Моя главная цель этой книги — помочь вам понять кредитный цикл и подготовиться к возможным последствиям, дабы для вас это не стало сюрпризом" («Helping you understand this debt cycle so you are prepared for it, rather than surprised by it, is my main objective in writing this book»).
История показывает, что невыгодно держать деньги в процентных бумагах для сохранения капитала, особенно в конце цикла.
Во время войны вопрос сохранения капитала стоит очень остро. Германский рынок рос во время первых побед, потом наоборот. Американский начал расти после 1942, победы при Мидоу.
На все смотрю — «как это использовать в моих инвестициях»
Три больших риска инвестора - портфель не принесёт достаточно дохода, чтобы покрыть расходы, цены рухнут, часть заберут (в том числе налогами).
Человек не может учиться только на своем опыте, ибо самые ценные уроки — в прошлом. Так женщина, которая написала дневник о своей жизни во время гиперинфляции в Германии в 1920-е рассказывала, как ее мать продала одну из нескольких инвестиционных квартир. Она радовалась, что выручила за квартиру значительно больше, чем заплатила. Это при том, что мебель подорожала в разы, а продукты еще больше. Пожилая фрау впервые столкнулась с опытом гиперинфляции и не понимала, как и что делать.
С другой стороны, были люди, которые быстро осознали дух времени и “встали по тренду”, как говорят трейдеры. Они делали большие займы, покупали реальные активы, затем через несколько месяцев гасили долг с помощью “урожая картошки с поля купленного поместья”.
Изоляция стран ослабляет их, делает менее конкурентоспособными. В истории нет исключений.
Длинный кредитный цикл — это 50-75 лет. Короткий кредитный цикл — это 8 лет.
Сейчас мы находимся в конце цикла, который начался после Второй Мировой.
Новый кредитный цикл начинается после обвала старого цикла. Необеспеченные, избыточные деньги (фиат) сгорают в витке инфляции, которая обнуляет старые долги. Инфляция выгодна должникам, но не выгодна кредиторам.
Новый цикл начинается с твердых денег. Затем банки начинают частично допечатывать фиат, чтобы увеличить предложение денег в экономике, ускорить экономический рост. Какое-то время это удается. Но затем количество фиата начинает расти слишком быстро. Центробанки манипулируют ставками, пытаясь усилить экономическую активность или притормозить инфляцию. Некоторое время им это удается. Но раньше или позже пирамида долга становится слишком большой и изменение ставки не приносят положительного эффекта. За этим следует гиперинфляция (обнуление долгов) и цикл начинается заново. По мнению Далио, США сейчас на 70% прошли длинный кредитный цикл.
Если не возражает старина Рэй, используем его теорию для советских денег. В 1980-е накопился большой объем необеспеченных товарами рублей, которые население вынужденно держало на Сберкнижке. Гиперинфляция в 1991-1992 годах обнулила “вклады в Сберкассу” населения. Новые российские рубли довольно быстро привязались к доллару и с 1995 до 1998 курс был стабильный — около 6 рублей за доллар. Кстати, большинство пострадавших — пенсионеры, которые копили для детей и внуков капитал. Многие из них — 1915-1930-х годов рождения. Т.е. они при сознательной жизни не застали гиперинфляцию царских бумажных рублей после 1917, а впоследствии и “керенок”. Они не ощутили на своем опыте, как могут быстро и резко обесцениться деньги. И оказались беззащитны в конце кредитного цикла.
Также у Далио описаны несколько империй, как они зарождались, достигли пика и скатились в упадок. Цикл жизни империи — около 250 лет. На текущий момент США являются лидером, но темпы роста в различных отраслях снижаются. Китай наоборот, достаточно активно растет. По мнению Далио, в ближайшие 10 лет Китай обгонит США. Слабое звено — это Тайвань. Китай издавна считает Тайвань частью своей территории. Напротив, для США уступить Тайвань Китаю — это ослабить свои позиции, как мирового лидера.
Возникают вопросы, на которых пока нет ответа. По Далио, конец кредитного цикла — это обрушение пирамиды фиатного долга и возврат к твердой валюте. Традиционно, такой твердой валютой считалось физическое золото или фиатная валюта с твердым курсом к золоту. Но золото давно отвязано ото всех мировых валют, как экономически сильных стран, так и африканских племенных образований. Вряд ли оно вернется к роли твердой валюты. Тогда что? Может быть биткойн или другая криптовалюта? И действительно. Эмиссия ограничена, трансфер прост и относительно дешев.
Кстати, если почитать комментарии на Амазоне, то книга вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые посчитали, что реверансы авторы в сторону Китая — это попытка “быть хорошим для Пекина для собственных инвестиций в Китай и “So to the reader-to-be, my advice is simply this. Save your money. The only real point is Mr. Dalio’s contention that China is on the ascendant slope, and the USA is past its prime. Because that is a message that resonates well with readers in Beijing, where he is wanting to be seen as playing nice.”
Впрочем, и действительно, Далио в своей книге очень аккуратно объяснил разницу между менталитетом жителя Китая и Америки. Роль конфуцианства, систему “государство — это все”, “каждый должен соблюдать порядок и знать свое место” итд итп.
Но много и положительных отзывов вроде: “Dalio is very repetitive regarding the inevitable death of fiat currencies through money printing. At the same time he also does provide concrete advise of how to prepare. He gives some definite timelines and the dates are very close. To qualify this, somewhat, however, his company Bridgewater Associates has basically had a «lost decade» using his models to generate any kinds of returns since his departure around 2012. Nevertheless it is interesting to think about whether or the US is on the verge of multiple simultaneous crises.”
Подписывайтесь, ставьте лайк!
Также много полезного пишу в:
t.me/mosstart
Например, с «Китай наоборот, достаточно активно растет.».
Это уже не так. В поднебесной и население уже начало стареть и сокращаться, и темпы роста ввп уже на уровне среднемировых и постепенно снижаются.
Или с тем, что США — это империя. Конечно, если очень захотеть, то можно и в США увидеть империю, но вообще — это типичное современное национальное государство. Империи закончились после второй мировой войны и главными их признаками были: расширение территорий, в составе территории с разными народами и совершенно разными культурами и языками, которые держатся вместе военной силой. В США ничего такого нет.
Япония и японская культура?
Санкции нам тока на пользу, посмотрите в магазине всё те же продукты ©