1. В действующей экономической модели России все окологосударственные компании, да и большинство крупных частных компаний, осуществляют свою хоздеятельность с учетом комплекса различных политических, государственных, социальных интересов, где доходность на вложенный капитал и дивидендная доходность – точно не приоритет первого порядка.
2. Какое бы стратегическое положение не занимала госкомпания на рынке, например по Бостонской матрице — это звезда, корова, собака или enfant terrible, все госкомпании можно поделить на две группы по признаку согласия или не согласия высшего менеджмента работать в планово-убыточной модели для решения госзадач.
3. На первый взгляд ВТБ – «звезда», а по фактическому отношению к своим акционерам «собака» с признаками планово-убыточной деятельности, о которой нам на рынке твердят более 15 лет. Является ли модель плановой убыточности ВТБ предопределенной на уровне высшего политического решения? Костину всегда хотелось создать у инвесторов именно такое ощущение.
4. Самым ярким примером здесь может служить предложение В.В.П. в 2012 году Костину о выкупе акций ВТБ у миноритариев, казалось бы со всей очевидностью доказывающее вовлеченность высшего руководства страны в хоздеятельность отдельного банка. Но только искушенный наблюдатель поймет, что такое предложение могло исходить только от самого Костина. Для Костина каждый год, получающего на целую неделю доступ к телу первого лица в рамках конференции «Russia Calling», это был небольшой в вклад в предвыборную президентскую компанию 2012 года и инвестиция в свое будущее.
5. Для решения госзадач в экономике помимо государственных казенных, муниципальных предприятий и учреждений государством была придумана специальная инновационная форма собственности – некоммерческая организация в виде государственной корпорации, например в банковской сфере это ВЭБ.
6. Невозможно также допустить мысль, что в ЦБ РФ при Набиуллиной написана отдельная с преференциями ВТБ инструкция по банковскому контролю и особому расчету нормативов н1.1, н.1.2 и т.д.
7. Государство всегда стремилось сократить количество планово-убыточных госпредприятий и госкорпораций, жестко реагировало (пусть и с опозданием) на рост их убыточности, ограничивало зарплату менеджмента. Достаточно вспомнить скандалы со снятием Страшнова с Почты России. В ВТБ же банковский коллектив – один из самых профессиональных и высокооплачиваемых в стране. Доход менеджера на среднем уровне в миллионы и десятки миллионов в год – норма. Ни о каких ограничениях со стороны государства мы не слышали.
8. Есть все основания полагать, что сложившаяся ситуация вокруг ВТБ – это позиция и решение самого Костина, следствие его морально-волевых качеств.
9. Ярчайшим проявлением моральных качеств Костина стали его заявления днем 21 января 2016 года в момент паники на бирже, когда курс рубля показал исторический и многолетний максимум в 85,99, о том, что «курс рубля вряд ли когда-то вернется к значению в 60 рублей за доллар». Это заявление было сделано именно в тот момент, когда открытый интерес во фьючерсе на рубль/доллар уменьшался на десятки миллионов долларов.
С морально-волевыми качествами Костина мы ничего не сделаем, но мы вправе предлагать ЦБ РФ и Правительству РФ следующее:
Но добавлю:
Выкупить у всех акционеров по состоянию на 4 апреля акции по цена наипо 07 по 13,6.
Счастья дайте .
А этих менеджеров на парашу