… вернуть долги советским вкладчикам (около 42 триллионов рублей – порядка 40 процентов нынешнего ВВП страны) –
шанс для России совершить финансовый прорыв.
Опишем примерный алгоритм действий для реализации такого плана:
1) выпуск правительством или Банком России ценных бумаг (облигаций) на сумму около 42 триллионов рублей:
единицей измерения номинала может быть советский рубль. Облигации должны иметь различные номиналы (например 10, 25, 50, 100, 500, 1000 советских рублей);
срок погашения – 2040 год (принципиального значения не имеет, но не должен быть слишком близким);
номинал индексируется на момент выпуска в соответствии с существующими законами о правилах индексации советских вкладов (Федеральный закон от 6 июля 1996 года № 87-ФЗ).
цена номинала в современных рублях и далее ежемесячно индексируется на уровень инфляции и публикуется в СМИ в виде справочных цен;
облигации могут свободно обращаться без каких-либо ограничений;
2) раздача облигаций советским вкладчикам или их наследникам;
3) поддержание ликвидности рынка облигаций и удержание их рыночных котировок вблизи справочных цен в самом начале их обращения должно осуществляться правительством и Банком России. Надо избежать главной опасности – продажи облигаций их первоначальными владельцами по бросовым ценам, как это произошло с ваучерами. Такие ценные бумаги будут практически аналогом защищенных от инфляции облигаций (как TIPS в США). На рынке найдутся инвесторы, заинтересованные в приобретении таких бумаг. У Банка России появится ликвидный рынок для покупки активов на сумму в несколько десятков триллионов рублей. Он сможет добавлять рубли в экономику не только посредством скупки валюты, но и посредством покупки указанных облигаций.
Отметим два важных момента.
Во-первых, добавление облигаций в оборот – это мощный дезинфляционный фактор. Другими словами, риски инфляции при расчете облигациями с вкладчиками или их наследниками не возникают. И даже наоборот, если облигации будут добавляться в оборот без соответствующего увеличения денежной массы, то возникнет угроза дефляции.
Во-вторых, сумма в несколько десятков триллионов рублей (в 2019 году около 42 триллионов, индексируется на уровень инфляции ежегодно) – очень небольшая по сравнению с объемом активов, которые требуется приобрести Банку России, чтобы обеспечить экономике нашей страны рост, соответствующий заявленным Президентом Путиным целям – для роста ВВП России в 1,5 раза от уровня 2017 года реальная денежная масса должна вырасти к концу 2023 года более чем на 300 триллионов рублей в номинальном выражении. Другими словами, на фоне таких необходимых масштабов скупки активов Центральным банком Российской Федерации покупка государственного долга в размере несколько десятков триллионов рублей будет для него всего лишь способом диверсифицировать портфель скупаемых активов хотя бы в малой его части.
В дальнейшем, в случае успешной реализации предложенных мер, Россия даже может быть заинтересована в дополнительном создании подобных внутренних долговых обязательств. В этом случае можно будет вести речь о выплате долга по старым советским облигациям, замороженным при Хрущеве, или даже о выплате советского долга гражданам других республик бывшего СССР, по крайней мере тех, с которыми интеграционные процессы в рамках ЕвразЭС развиваются успешно. В перспективе выдавать долгосрочные доходные облигации можно также семьям в целях решения демографических проблем, например при рождении детей. Важно, что при реализации предложенных мер будет не только восстановлена справедливость по отношению к людям, потерявшим все свои сбережения во времена так называемых «гайдаровских реформ», но и сделан очень важный шаг к укреплению доверия к государству и его долговым обязательствам.
mpra.ub.uni-muenchen.de/102386/1/