По словам высокопоставленного европейского дипломата, Россия, похоже, успешно обходит санкции Европейского Союза и Большой семерки, чтобы обеспечить поставки полупроводников и других технологий.
Российский импорт в целом в значительной степени вернулся к уровню 2020 года, и анализ данных о торговле показывает, что передовые микросхемы и процессоры, произведенные в ЕС и других союзных странах, поставляются в Россию через третьи страны, такие как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан. Данные свидетельствуют о том, что реальное воздействие в некоторых областях пока не соответствует тому, на что могли надеяться чиновники ЕС.
Поставки из Китая в Россию также выросли, поскольку Пекин играет все более важную роль в снабжении, добавил дипломат, попросив не называть его имени при обсуждении конфиденциальной информации.
ЕС ввел санкции в отношении почти 1500 человек, ограничил экспорт сотен товаров и технологий и нацелился на многие ключевые источники доходов Москвы. Но некоторые официальные лица обеспокоены тем, что блоку по-прежнему не хватает эффективного аппарата для обеспечения соблюдения этих мер, и он отстает от США.
В период с 2017 по 2021 год Россия ежегодно покупала передовые микросхемы и интегральные схемы в среднем на 163 миллиона долларов в ЕС, США, Японии и Великобритании. В 2022 году эта сумма упала примерно до 60 миллионов долларов.
Данные показывают, что Турция, Сербия, ОАЭ и полдюжины других стран Восточной Европы и Центральной Азии помогли восполнить дефицит. Между тем поставки высокотехнологичных компонентов в эти страны из стран-союзников выросли на аналогичную сумму. Такие же закономерности проявляются в сотнях товарных категорий, но особенно остро они проявляются, когда речь идет о передовых чипах и интегральных схемах.
Но отслеживание отправлений — непростой процесс. Покупатели иногда используют сложные корпоративные механизмы и модели распределения, чтобы скрыть конечный пункт назначения своих товаров. К непрозрачности могут добавить неполное оформление документов, а также так называемые перевалочные пункты, где товары перемещаются между транспортными средствами или перенаправляются.
Страны ЕС до сих пор стеснялись использовать некоторые из этих инструментов и бороться с потенциальными нарушениями у себя дома, по крайней мере, публично. Дискуссии об ужесточении правоприменительного режима ЕС вызвали дискуссию о том, где должна лежать доля ответственности между Брюсселем и европейскими столицами, когда дело доходит до полицейских мер, говорят официальные лица и дипломаты.
www.bloomberg.com/news/newsletters/2023-03-06/russia-finds-ways-to-circumvent-eu-tech-sanctions