В прошлом году добывающие компании перечислили в бюджеты всех уровней налоги на общую сумму 33,58 трлн рублей, обеспечив наполнение 40% всей российской казны. Но в 2023 году ситуация может измениться.
Рекордные цены на экспортируемые Россией углеводороды, а также взлетевшие котировки удобрений и угля сделали сырьевые компании крупнейшими донорами бюджета. На фоне слабого курса рубля зимой и весной 2022 года налоги принесли на 39% больше фискальных доходов по сравнению с прошлым годом.
Больше всех принес налог добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 2,5 трлн рублей (рост на 72%).
Поступления от внутреннего НДС добавили еще 1,0 трлн.
Налог на доходы физических лиц — около 800 млрд.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД) — 700 млрд.
Налог на прибыль предприятий — 300 млрд.
Из-за сокращения экспортных поставок углеводородов и дисконта на российские нефтепродукты налоговые поступления от сырьевого сектора в 2023 году могут снизиться более чем на треть.
При сохранении цены Urals в ~$50 за баррель и повышенных расходов дефицит бюджета, который сверстан исходя из цены Urals в $70,1 за баррель, может составить 5,5–6 трлн рублей вместо заложенных в 2023 году 2,9 трлн.
Корректировка налогов на нефть и обсуждаемый с властями однократный добровольный взнос от крупных компаний может сократить эту цифру на 0,9–1,1 трлн рублей. Но даже этих мер может не хватить, чтобы покрыть дефицит.
Для покрытия бюджетного разрыва в 4,3–5,0 трлн рублей, вероятно, Минфину придется увеличить объем заимствований на внутреннем рынке. Это может привести к росту доходности ОФЗ до 10–10,25% на среднем и 11% в долгосрочной перспективе. Банк России ставит таргет инфляции с 2024 года в районе 4%, поэтому 2023 год может стать оптимальным для покупки пяти- и десятилетних ОФЗ с расчетом на высокую доходность и рост их стоимости по мере снижения инфляции и ставки Банка России.