Поставки российской нефти обновили годовой минимум в последний месяц 2022 года. Всему виной ограничения EC на морской экспорт нефти (вступившие в силу 5 декабря, $60 за баррель и ни центом выше) и погодные условия. Я недавно разбирал в своей статье, что Россия готовится к санкциям и сумела частично перенаправить грузы в Китай, Индию и Турцию, компенсировав тем самым потерю Европейского рынка (стоит заметить, что по этим направлениям поставки падают третий раз подряд). Общий объём морских поставок за четыре недели сократился на 117 000 баррелей в день до 2,615 млн баррелей.
Также в декабре отгрузки нефти мешали плохие погодные условия (нарушены были потоки из портов Чёрного моря и Тихого океана). По данным оператора трубопровода Транснефть, в декабре погрузка в Козьмино была остановлена из-за плохой погоды более чем на 11 дней. При этом ещё сказалась нехватка судов для перевозки грузов на гораздо большие расстояния, которые требуются после введения санкций ЕС.
Теперь детально рассмотрим влияние запрета EC на морские перевозки нефти. В начале года нефтяной рынок принимал примерно половину российского морского экспорта. На сегодняшний день поставки нефти в EC практически прекращены, за исключением небольшого объёма нефти для Болгарии. Запрет привёл к тому, что рейсы стали более длительными, из портов Балтии до Индии можно добраться в среднем 31 день, а из тех же терминалов до Роттердама — всего семь дней. Это наносит весомый ущерб на флот судов, владельцы которых готовы перевозить российские грузы.
Между тем Россия всё больше полагается на свои суда (теневой флот). Так называемый теневой флот состоит из старых судов принадлежащих небольшим неизвестным компаниям. Принадлежащие Европе танкеры всё ещё могут перевозить российскую нефть, если она продавалась по цене ниже $60 за баррель, введённой одновременно с запретом на импорт. Но многие отказываются от этой затеи. У России осталось три крупных направления сбыта нефти морским путём - Китай, Индия, Турция. Но даже в этих направлениях снизился экспорт (за четыре недели до 30 декабря в среднем до 2,42 млн баррелей в день).
Танкеры, перевозящие российскую нефть, всё чаще скрывают конечный пункт назначения. За четыре недели до 30 декабря суда, перевозящие 19 млн баррелей российской нефти, что эквивалентно 680 000 баррелей экспортной нефти в день, покинули порт без указания конечного пункта назначения. При этом теневой флот действует хитро указывает свой следующий пункт назначения Порт-Саид (Египет) или Суэцкий канал. А потом эти суда оказываются в портах Индии, Китая или ОАЭ.
Экспорт российской нефти морским путём в европейские страны упал до 167 000 баррелей в день за 28 дней до 30 декабря, при этом единственным европейским пунктом назначения была Болгария. Эти цифры не включают поставки в Турцию. Рынок, на котором требовалось более 1,5 млн баррелей нефти в день для коротких перевозок, поступающих с экспортных терминалов в Балтийском, Чёрном и Арктическом морях, был потерян почти полностью, и его заменили дальнемагистральные направления в Азии, обслуживание которых намного дороже и требует много времени.
Вывод‼️ Надо понимать одно, что теневой флот ещё не сформирован, как минимум понадобиться ещё 100+ танкеров. Всё это открывает новые возможно для танкерного бизнеса (например, стоимость фрахта нефтяных танкеров превысила $100 тысяч, стоимость самих судов подскочила). Для самих же нефтяных эмитентов не все благоприятно. Возрастут издержки в виде: содержания флота, новой логистики, скидок и возможности или невозможности перераспределить все поставки. Налоги на НДПИ уже повышены, а значит стоит ожидать, что прибыль компаний просядет и большой вопрос, будет ли у них возможность выплачивать столь щедрые дивиденды, как 2022 году. Мы же с вами стали свидетелями ослабления рубля к другим валютам, как только цена Urals просела. Однозначно экспорт нефти будет волновать государство, ибо нефтяные налоги необходимы бюджету РФ. Думаю, что со временем мы увидим глобальные изменения в данной отрасли.
С уважением, Владислав Кофанов
Блог в Телеграм: t.me/svoiinvestor