В будущем году Минфин ожидает дефицит бюджета в районе 3 трлн рублей (2% от ВВП), хотя еще год назад ведомство надеялось выйти в плюс на 299,1 млрд.
Новая версия предполагает значительное увеличение расходов: на 3,8 трлн рублей (до 29 трлн), в то время как доходы вырастут лишь на 590,1 млрд рублей и составят 26,1 трлн. Основная часть расходов, вопреки заявлениям президента России о нежелании переводить экономику на военные рельсы, пойдет на силовые ведомства.
Аналитики уверены, что реальный дефицит бюджета в будущем году значительно превысит ожидания Минфина.
«На величину итогового дефицита будут влиять многие факторы, но в рамках наших базовых предположений и неизменности плана по расходам итоговый дефицит может быть в диапазоне 3–4% ВВП, то есть в полтора–два раза выше. Формально больший дефицит будет означать более стимулирующую бюджетную политику, что логично в условиях продолжения рецессии в экономике. Но этот сценарий может грозить и более высокой инфляцией и, как следствие, ставкой ЦБ, что будет негативно для экономики, переживающей структурную перестройку».
Нас ожидает значительного роста дефицита бюджета, он может составить от 3 до 5 трлн рублей, однако даже такая цифра не является глобальной проблемой российского бюджета, так как Минфин может управлять денежными потоками и влиять на расходную часть. Но у ведомства могут возникнуть сложности с сокращением расходов, а причина тому — грядущие в 2024 году выборы президента.
Нужно понимать, что вопрос направленности бюджетной политики есть, потому что следующий год у нас предэлекторальный, потому что в марте 2024 года у нас президентские выборы и накануне выборов трудно проводить ужесточения бюджета, хотя если представить себе сценарий договоренности по Украине, то это может привести очень быстро к сокращению прямых расходов на СВО и потенциально это даст бюджету поддержку. Здесь много неопределенности по расходной части.
Расходы на «нацоборону» и «нацбезопасность и правоохранительную деятельность» вырастут на 40% и 52% соответственно по сравнению с запланированными в предыдущем проекте бюджета. Траты по этим статьям достигнут почти 9,4 трлн рублей, это около трети всей расходной части бюджета.
Если сравнивать с 2022 годом, расходы на «нацоборону» увеличатся незначительно — всего на 300 млрд рублей, а вот траты на силовиков подскочат сразу на 1,6 трлн рублей (+58%). Минфин не просто значительно увеличивает расходы на СВО, но еще и не раскрывает, куда именно пойдут деньги: в 2023 году правительство засекретило рекордный объем расходов — около четверти (6,5 трлн рублей). Помимо традиционно силовых расходов, власти не раскрывают, сколько будет потрачено на аннексированные территории.
Траты на нацбезопасность и силовиков — это треть нового бюджета
На 1 трлн рублей по сравнению с предыдущим проектом бюджета (17%) и почти на 900 млрд рублей (13%) по сравнению с 2022 годом вырастут расходы на социальную политику.
Всё из-за индексации соцвыплат в соответствии с инфляцией, которая, по прогнозам Центробанка, составит 12–13% в этом году при целевом показателе в 4–4,5%. Кроме того, рост расходов отчасти обусловлен ведением СВО, ведь под «соцполитикой» подразумеваются в том числе пособия по инвалидности, а также выплаты мобилизованным и их семьям.
На статьях «нацэкономика» и «общегосударственные вопросы», расходы по которым оказались существенно выше запланированных в 2022 году, в следующем году решили сэкономить.
Траты на «общегосударственные вопросы» должны снизиться на 600 млрд рублей до уровня в 1,9 трлн рублей. На «нацэкономику» планируют потратить все те же 3,5 трлн, что и в прошлом проекте бюджета, как будто санкций и международной изоляции нет. Снижение по сравнению с 2022 годом составит 800 млрд рублей (почти 20%).
Расходы на охрану окружающей среды незначительно сократятся по сравнению и с предыдущим проектом бюджета, и с тратами по этой статье в 2022 году, а расходы на образование останутся приблизительно на том же уровне в 1,3 трлн рублей. Траты на ЖКХ, культуру, здравоохранение (1,4 трлн рублей), СМИ, физкультуру и спорт ожидаются на уровне выше предыдущего проекта бюджета, однако ниже расходов за 2022 год. Существенных изменений в финансировании этих статей документ не предусматривает.
02.12.2022