О ситуации с инфляцией
В ноябре и начале декабря цены росли в основном из-за разовых факторов, прежде всего индексации тарифов ЖКХ. Но усиливается влияние факторов, которые увеличивают устойчивую инфляцию. В следующем году эта тенденция продолжится.
Во-первых, инфляционные ожидания населения и компаний остаются на повышенных уровнях. Во-вторых, из-за возросшей нехватки персонала увеличиваются издержки компаний на рабочую силу. Еще один фактор роста издержек связан с адаптацией бизнеса к меняющимся условиям.
Минфин повысил оценку дефицита бюджета с 0,9 до 2% ВВП на этот год. Мы это учитывали при принятии сегодняшнего решения, а в цифрах прогноза отразим после опорного февральского заседания.
В ближайшие месяцы годовая инфляция продолжит замедляться. Когда инфляция очень волатильна, ее годовой показатель мало говорит о ценовом давлении, поскольку перегружен прошлыми шоками. Весной годовая инфляция может опуститься даже ниже 4%, но это практически не будет характеризовать динамику цен здесь и сейчас.
Об экономике
Внешнеторговые ограничения продолжают создавать вызовы для компаний. В этом месяце к ним добавились вступление в силу эмбарго на поставки нефти, а также установление потолка цен на нее. Их эффекты мы уточним в обновленном прогнозе в феврале.
Деловая активность в октябре восстанавливалась после спада месяцем ранее. Данные опроса предприятий указывают на продолжение роста и в ноябре. Замедление частных инвестиций отчасти компенсируется наращиванием государственных.
В потребительской активности явно проявляется региональная неоднородность. Сберегательная модель поведения населения сохраняется.
Денежно-кредитные условия в целом остаются нейтральными. Высокие темпы роста наблюдались в корпоративном кредитовании и в ипотеке, восстанавливались выдачи необеспеченных потребительских ссуд. Ставки по вкладам продолжали подстраиваться к произошедшему в сентябре росту доходностей ОФЗ. Это способствовало некоторому притоку средств на депозиты.
Процесс девалютизации банковских балансов в последние месяцы продолжился. Происходит изменение структуры спроса на деньги. Вместо иностранной валюты для проведения расчетов, привлечения инвестиций и формирования сбережений все активнее используются рубли.
О рисках
Краткосрочные риски сместились в сторону проинфляционных, и их перечень расширился.
Мы по-прежнему видим риски более существенного охлаждения мировой экономики, чем это заложено в нашем базовом сценарии.
Со стороны внешних условий на экономику влияет санкционный режим. Важная группа рисков связана с ситуацией на рынке труда. Проинфляционным риском может стать возможное расширение бюджетного дефицита по сравнению с предусмотренным на текущий момент.
Группа дезинфляционных рисков выражена слабее. К ним мы относим сохранение или усиление сберегательной модели поведения населения, а также увеличение кредитных рисков в экономике.
О будущих решениях
Учитывая все поступающие данные, Банк России будет определять траекторию ключевой ставки таким образом, чтобы не препятствовать структурной трансформации экономики и обеспечить возвращение инфляции к цели вблизи 4% в 2024 году.
t.me/centralbank_russia/730