Фото ПАО «Ростелеком»
Давненько не читал я отчётов госкомпаний, сегодня смотрю на бизнес-модель ПАО «Ростелеком». Компания принадлежит государству чуть более, чем на 50%: напрямую в лице Росимущества, а также через контролируемые государством ВТБ и ВЭБ.РФ.
А сейчас поучительная история о мальчике Бобби, который очень любил деньги. Расскажу вам из пользовательского опыта, как компания сохраняет некоторый флёр государственной бюрократии. Когда я покупал квартиру, предыдущие собственники уверили меня, что закроют договор на фиксированную связь и кабельное телевидение от Ростелекома, поскольку я сказал, что оно мне без надобности. К моему удивлению, спустя месяц в мой ящик упала квитанция на имя бывшей хозяйки с просьбой оплатить около ста рублей за телефон. Звоню в Ростелеком и говорю им, дескать собственник тут другой уже, квитанцию слать бесполезно, а договор на этот адрес что, не закрыт чтоле? На что барышня из трубки мне ответила, что договор закрыт, просто бывшие собственники пусть заплатят за те несколько дней пользования телефоном, которые были после закрытия договора. Я-то по наивности думал, что при расторжении договора проводят все взаиморасчёты и стороны расходятся как в море корабли, а тут вон какая клиентоориентированность. Ну ладно, брякнул бывшей хозяйке квартиры, она говорит, ага, я в курсе, сколько там скажи, я заплачу. Ок, порешили. Через месяц приходит ещё одна квитанция с новым начислением около сорока рублей. Дёргать бывшую собственницу и Ростелеком я уже не стал, я в их отношениях вообще мимо проходил, но вот уже три года Ростелеком шлёт в мой ящик цветастую квитанцию для этой тётки с безапелляционным требованием сорока рублей. Короче, если вы будете вопрошать, где же жирные дивиденды от Ростелекома, то знайте — они ушли на заправку цветных картриджей, лол.
Несмотря на такой цирк компания приложила руку к тому, чтобы Россия стала страной победившего киберпанка — это когда по улицам города ездит обшарпанный трамвай из Усть-Катава 1971 года с фанерными стенками, но в нём работает бесконтактная оплата проезда. И работает оплата гораздо лучше самого трамвая, ясное дело. За удовольствие тратить деньги в одно касание скажем спасибо инфраструктуре связи Ростелекома.
Деятельность Ростелеком ведёт в трёх сегментах: B2C, B2B/G, B2O, в нескольких «цифровых кластерах» — быстрорастущих направлениях деятельности, а также в мобильном бизнесе.
B2C
Business-to-consumer, сегмент домохозяйств. Представлен сервисами на базе оптических технологий: широкополосный доступ (ШПД) в интернет, телевидение; а также традиционными сервисами: местная телефонная связь, доступ в интернет (без использования оптоволоконного канала, xDSL), кабельное ТВ.
Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
В 2021 году количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств составило
12,3 млн человек. При этом количество клиентов по наиболее востребованным тарифным планам интернет-доступа по оптическим каналам связи
выросло на 0,3 млн до 9,8 млн пользователей, на 4 % год к году, что в три раза быстрее темпов роста рынка. Число пользователей интернета по телефонной линии (xDSL) уменьшилось на 0,5 млн, то есть не все из них добежали до оптоволоконного доступа от Ростелеком — 0,2 млн абонентов убежали к другим операторам.
Выручка от ШПД по оптике за год выросла на 3,6 млрд рублей и достигла значения 47,8 млрд рублей. Темп роста в 8 % значительно опережает средние показатели по рынку, находящиеся на уровне +2,2 %. Показатель ARPU (среднемесячная выручка на пользователя) ШПД по оптике за год вырос до 380 рублей, увеличившись к 2020 году на 1%.
Число абонентов платного ТВ в 2021 году практически не изменилось и составило
10,8 млн. Из них количество абонентов оптоволоконного
IPTV — 6,3 млн с ростом год к году 0,3 млн человек или +5 %. Число пользователей кабельного ТВ уменьшилось на те же 0,3 млн человек, то есть тут мы можем сказать, что все убежавшие с кабельного добежали таки до оптоволокна.
На развитие продуктов платного ТВ повлиял переход на платформу Wink, которая сочетает в себе возможности IPTV и онлайн-кинотеатра. За 2021 год количество устройств, с которых клиенты потребляли контент цифрового видеосервиса Wink, выросло на 25 %, до 10 млн единиц.
Услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи
остаются традиционными для «Ростелекома». При этом в 2021 году наблюдалось снижение доходов от местной телефонной связи из-за оттока абонентов (-1,4 млн абонентов к 2020 году) на фоне развития продуктов и технологий голосовой связи через интернет.
B2B/G
Business-to-business, business-to-government, с
егмент корпоративных/государственных клиентов. Представлен сервисами на базе оптических технологий: ШПД, ШПД+VPN, виртуальная телефония; а также традиционными сервисами: местная телефонная связь, доступ в интернет (xDSL).
Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
В 2021 году
количество клиентов, подключенных по волоконно-оптическим сетям доступа, в корпоративном и государственном сегментах выросло на 0,1 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 0,7 млн. ARPU увеличился на 4 % и составил 2 868 рублей. Число пользователей интернета по телефонной линии (xDSL) при этом практически не изменилось и составляет 0,2 млн абонентов.
В 2021 году «Ростелеком» активно наращивал функционал сервиса Wi-Fi
для корпоративных и государственных заказчиков. По результатам 2021 года компания обслуживала более 56 тыс. точек доступа, число которых за год выросло на 8 %, а выручка от услуг Wi-Fi корпоративным клиентам впервые превысила 1 млрд рублей, показав рост год к году почти 40 %.
В 2021 году количество клиентов сервиса виртуальной телефонии выросло на
0,06 млн (
почти на 40 %) и превысило 200 тыс. абонентов. Традиционной телефонной связью Ростелекома пользуется около 2,6 млн корпоративных клиентов, на 0,1 млн меньше, чем в 2020 году.
B2O
Business-to-operators, операторский сегмент. Представлен работой над собственной магистральной инфраструктурой и предоставлением услуг для сторонних операторов.
Источник: Ростелеком
Ростелеком стремится занять нишу инфраструктурного «оператора для операторов», этот сегмент принес компании более
2,8 млрд рублей выручки
в 2021 году, показав рост на 14 % по сравнению с 2020 годом. Результат был обеспечен за счет расширения покрытия волоконно-оптических линий связи до 192,4 тыс км (+6,1 % год к году, или +11 тыс. км), а также благодаря стремительному росту числа базовых станций, обслуживание которых доверяют «Ростелекому» мобильные операторы до 103,5 тыс шт. (+45 % год к году, или +32,1 тыс. шт).
В 2021 году компания продолжала развивать взаимоотношения с национальными и международными операторами связи
. С этой целью было реализовано несколько крупных международных инфраструктурных проектов:
— построен новый пограничный переход Россия — Казахстан (Озинки, Саратовская область) и создана стыковка с сетью TNS+ (2х100 Гб);
— сооружен наземный переход Россия — Финляндия, где сеть «Ростелекома» состыкована с сетью финского инфраструктурного оператора Cinia Oy;
— модернизирована транспортная сеть «Ростелекома» и переходов Азербайджан — Россия и Россия — Украина для организации транзитных каналов и услуг IP-транзита для клиентов с Кавказа и из Ближневосточного региона;
— завершено строительство новой оптоволоконной DWDM-системы для улучшения связности сети «Ростелекома» между центрами обработки данных (ЦОД) в Москве в интересах международных клиентов;
— проведена модернизация сети «Ростелекома» на участках Князе-Волконское — Владивосток (10х10 Гб) и Находка — Владивосток (10х10 Гб) для организации сервисов во Владивосток от пограничных переходов Китай — Россия и из Японии;
— проведено подключение сети доставки контента Akamai к сети «Ростелекома» в федеральном масштабе для предоставления услуг IP-транзита.
Цифровые кластеры
Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
«ЦОД и облачные услуги».
В течение 2021 года сеть ЦОДов «Ростелекома» увеличилась более чем на 500 стойко-мест. В эксплуатацию были введены новый дата-центр на 207 стоек NORD-6 в Москве и дата-центр в Новосибирске на 304 стойки. Выручка по кластеру выросла по сравнению с 2020 годом на 18 % и составила 35,3 млрд руб. Таким образом, «Ростелеком» сохранил лидерские позиции на рынке ЦОДов, а совокупная емкость дата-центров «Ростелекома» к концу 2021 года достигла 13,7 тыс. стойко-мест. Развитая система продаж позволяет компании сохранять высокую степень загрузки мощностей ЦОД и удерживать темпы прироста мощностей: текущая утилизация стоек составляет 99,8 % в Москве и 73 % в регионах.
«Информационная
безопасность». Кластер реализует три направления бизнеса: предоставление коммерческих сервисов кибербезопасности, разработку собственных технологий и системную интеграцию в сфере защиты от киберугроз. Выручка кластера в 2021 году составила 8,9 млрд руб (+47% в 2020 году). Наиболее динамичный рост выручки в 2021 году (22 %) продемонстрировал
продукт Solar Dozor, обеспечивающий защиту от утечек информации. Крупнейшими публичными проектами года стали соглашения с футбольным клубом «Зенит» и энергетической компания «Юнипро», которая выбрала Solar Dozor взамен уже используемого решения. Под контролем Solar Dozor в ПАО «Юнипро» находится более 2,3 тыс. рабочих станций сотрудников. Аналогичный проект реализован в Центральном архиве атомной отрасли госкорпорации «Росатом».
Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
«Цифровые регионы». Кластер обеспечивает ряд социально важных сервисов — видеонаблюдение, фиксация нарушений ПДД, мониторинг энергоэффективности, диспетчеризация городов. Клиентами тут выступают госструктуры, муниципалитеты и ЖКХ. Выручка кластера в 2021 году составила 23,6 млрд руб (+6,7% в 2020 году). В 2021 году «Ростелеком» установил 89 тыс. приборов учета электроэнергии в рамках проектов с распределительными сетевыми компаниями. Всего на сегодняшний день функционируют более 470 тыс. приборов. Также в 2021 году было реализовано два проекта еще в двух субъектах Российской Федерации, а всего решения по энергоэффективности внедрены в 19 регионах.
«Цифровая медицина».
Решения «Ростелекома» в области цифровизации здравоохранения представлены в 49 регионах Российской Федерации и включают в себя медицинские информационные системы, лабораторные информационные системы, единую радиологическую информационную систему, центральный архив медицинских изображений, комплексную информационную систему скорой медицинской помощи, платформу телемедицинских консультаций и дистанционного мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями, а также систему управления электронными рецептами и назначениями.
«Государственные
цифровые услуги и сервисы». «Ростелеком» обеспечивает работу инфраструктуры электронного правительства, которая предоставляет гражданам и организациям доступ к государственным услугам в электронном виде. В 2021 году была запущена обновленная версия портала Госуслуг. Популярность получения электронных услуг стабильно растет: в 2021 году зафиксировано свыше 1 млрд посещений портала Госуслуг, а количество заказов услуг с помощью мобильного приложения в 2021 году выросло в 2,3 раза, до 188 млн. Количество успешных платежей составило 111,6 млн.
Мобильный бизнес
Выручка мобильного бизнеса, развивающегося на базе отдельного предприятия Tele2 (100% дочерняя), выросла на
11 % в сравнении с 2020 годом и достигла 205,3 млрд рублей. Абонентская база компании на конец 2021 года выросла до 47,5 млн человек.
Извините. Компания тогда была молода и ей были нужны деньги
В 2021 году приоритетными территориями для технического развития стали Красноярский край, Республика Бурятия, Челябинская, Оренбургская и Кемеровская области. Начались строительные работы по обеспечению покрытия в Хабаровском крае, где у компании пока отсутствуют коммерческие операции.
В 2021 году компания приняла участие во втором этапе проекта устранения
цифрового неравенства «Ростелекома». Благодаря программе цифровые услуги становятся доступны жителям малых населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек. Оператор выступил в качестве центра компетенций и за год установил на таких территориях более 330 базовых станций. Кроме того, компания построила 500 базовых станций в 55 регионах России на объектах ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В рамках этого проекта компания запустила услуги связи с нуля и улучшила покрытие на территориях с общим населением 830 тыс. человек.
Финансовые показатели
Распределение выручки по услугам (с учётом элиминации). Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2021 года
Источник: Годовой отчёт ПАО «Ростелеком» 2021
По обыкновенным и привилегированным акциям Ростелеком выплатил дивиденды за 2021 год по
4,56 руб на акцию, дивидендная доходность
7,1% для обыкновенных акций и
7,2% для привилегированных.
Все данные взяты из
Годового отчёта 2021 ПАО «Ростелеком», если не указано иное.
упаси Б-г от этого говна!
что от макулатуры, что от их [нецензурно] клиентоориентированности.
Правды ради, у конкурентов на федеральном уровне та же фигня или еще хуже, а у локальных операторов лучше гибкость, но порой хуже качество и надежность.
Woodpecker,
от которой клиенты бегут, как чорт от ладана))всплакнул, что рано продал волгателеком в 2010м 🐰