Прошло полтора месяца после перехода Ethereum с алгоритма PoW на PoS, где вместо майнеров за сборку блоков отвечают валидаторы. Сети еще предстоит пройти ряд запланированных обновлений, однако уже сейчас можно выделить как положительные, так и отрицательные эффекты от «переезда».
Несмотря на вторую позицию в общем рейтинге криптовалют, для майнеров Ethereum был наиболее выгодной монетой.
Источник изображения: arcane.no
Поскольку в его добыче преимущественно использовались видеокарты, переход на PoS привел к охлаждению рынка видеоускорителей. Геймеры вздохнули с облегчением, так как цены на видеокарты уже на новостях о слиянии стремительно пошли вниз.
Ключевым же преимуществом «переезда» разработчики называли снижение энергопотребления сети, что было ответом на одну из новостных повесток 2021 года о загрязнении окружающей среды майнерами. В результате смены алгоритма расчетное годовое энергопотребление с пиковых 112 ТВтч сократилось до 0,01 ТВтч.
Источник изображения: cointelegraph.com
Отрицательными же сторонами слияния являются возросшая централизация сети, рост цензуры и посягательства регулятора в лице SEC на статус криптовалюты.
Для запуска узла и получения пассивного дохода стейкать нужно блоками по 32 ETH (~$50 тыс. по текущим ценам).
Источник изображения: криптовалютная биржа StormGain
Для ряда криптоэнтузиастов сумма оказалась неподъемной, что привело к росту спроса на услуги агрегаторов. В результате одна только Lido Finance имеет рыночную долю в 30,5% и еще 32,1% занимают криптовалютные биржи, исполняющие предписания американских надзорных органов.
Источник изображения: etherscan.io
Агрегаторы могут использовать настройки, которые позволяют игнорировать транзакции с включенными в санкционный список адресами. Как правило, речь идет о черном списке Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Так, из последних 100 блоков 81 соответствовали требованиям регулятора, а среднесуточный показатель цензуры достиг 64%.
Источник изображения: mevwatch.info
В день перехода на PoS председатель SEC Гэри Генслер намекнул, что возможность получения пассивного дохода делает Ethereum похожим на ценную бумагу. К тому же в текущих реалиях более половины транзакций проходит на территории США, что также требует более жесткого подхода в регулировании сети.
Последние тенденции говорят о том, что Ethereum все сильнее отдаляется от вложенного Сатоси Накамото понятия криптовалюты, так как независимость от финансовых регуляторов и институтов становится все более эфемерной. Не является ли это слишком большой платой за энергоэффективность?
Аналитическая группа StormGain
(платформа для торговли, обмена и хранения криптовалюты)
идея в том, что зная % доходности эфира его легко можно оценить… как облигации