PaulPurifoy
PaulPurifoy личный блог
28 октября 2022, 12:07

Социальная природа диктатуры и демократии: биология определяет - экономика формирует

Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK), колумнист WallStreet Window, Mises Institute, Eurasia Review.

Текст ниже — перевод колонки автора для EurAsia Review и Heritage Foundation


www.eurasiareview.com/28102022-the-social-nature-of-dictatorship-and-democracy-biology-determines-economics-shapes-analysis/

Все социальные сообщества живых организмов (а сообщества бывают не только социальными) — это форма объединения усилий индивидуальных живых организмов, как правило своего вида, на постоянной основе для максимизации шансов отправления своих генов в будущее.


Человеческие сообщества, очевидно, не являются исключением, несмотря на то, что на формирование и развитие человеческих социальных сообществ влияют особенные антропологические факторы, такие, например, как культура или религия.


Однако, в целом, формирование и трансформации человеческих обществ подчинены общим био-эволюционным основаниям и закономерностям. Отталкиваясь от таких биологических оснований, можно представить развитие и трансформации человеческого общества в рамках двух основных эволюционных типов социальных сообществ: коллективистских и кооперационных.


Любое социальное сообщество, прежде всего, означает сотрудничество — постоянное и близкое взаимодействие индивидов для оптимальной адаптации и продолжения жизни своих генов в новых поколениях. Сотрудничество при этом может быть либо коллективистским, либо кооперативным.


Коллективизм и кооперативизм — суть два разных вида сотрудничества.


Обратимся теперь к рассмотрению человеческого сотрудничества через призму этих двух основных формаций социальных процессов и попытаемся проследить, как они формируют и дифференцируют на два кластера человеческий социум, в современном мире оформившихся, как диктатуры и демократии.


Точкой опоры в дальнейших импликациях может быть добыча или производство благ — естественный и базовый процесс, обеспечивающий существование жизни и ее продолжение. Под благами мы можем понимать любой продукт, не только еду или прочие необходимые для выживания ресурсы.


В рамках коллективистского сотрудничества продукт един для всех, и все участвуют в его создании или добыче с номинальной целью распределить продукт на каких-то основания: либо поровну, либо в соответствии с социальным статусом и степенью доминантности, но никогда — в соответствии с потраченными усилиями и персональным вкладом в создание. Последнее требует дифференциации затрат, определения и учитывания усилий, а самое главное — их оценку, как таковую, так и относительно затрат других участников. Очевидно, что в коллективистском сообществе, где нет мотивации в виде персональной выгоды в зависимости от вложенных усилий, никто не захочет добровольно признать, что кто-то другой больше достоин большей доли, потому что больше работал. И тем более, если у кого-то будет власть определять, кому и сколько нужно отдать от конечного продукта, он будет делать это в первую очередь для себя, во-вторую — для своих друзей, и в-третью — для тех, кто пообещал с ним поделиться, если получит больший кусок.


Коллективистские общества примитивны, поскольку создают простейший продукт, зачастую рентный, требующий минимального знания и набора навыков. Для его создания в основном необходимы физические или иные простейшие навыки и усилия, которые наиболее эффективно организуются для получения синергии вертикально и иерархично. Тогда неизбежно создается социальная конструкция с обязательным доменом-вождем и вертикальным подчинением, как наиболее адекватным способом организации производительно-добывающего процесса, а также вертикальной лояльностью, как наиболее эффективным способом получения наибольшего кол-ва благ для каждого из участников.


Однако такая конструкция определяет, помимо прочего, и способ обмена полученными благами в той же самой выстроенной распределительной вертикали и по воле вышестоящего доминирующего члена группы. Эта же конструкция определяет этику и настройку социальных отношений.


Когда фактическое усилие никак не влияет на конечное персональное вознаграждение, возникает эффект безбилетника — желание получить блага такие же или больше тех, что получают другие члены группы, но, в отличие от них, не неся при этом никаких затрат. Это ведёт, во-первых, к деградации качества и снижению полезности продукта, а также к внутригрупповым напряжениям — недоверию и агрессии в случае обнаружения жульничества. А во-вторых, это стимулирует поиск более коротких и защищенных путей для получения бОльшей доли от общего продукта. Становится выгодным развиваться в вертикальной иерархии и развивать примитивное насильственное доминирование, ограбление или воровство.


Этот фактор является одним из двух, определяющих агрессивность в коллективистском обществе.


Второй фактор агрессивности — культивирование постоянства внешней угрозы для сообщества. Такой атавизм является совершенно рациональным способом для непроизводительной, но добывающей системы без персональных экономических стимулов (при которых вознаграждение адекватно усилиям и знанию) сохранять сплоченность членов сообщества и в итоге обеспечить выживание сообщества как такового. Тем более это актуально в неизбежно возрастающей стратификации социальных групп в развивающейся вертикальной иерархии, где с одной стороны постоянно нужно удерживать нижестоящих членов сообщества в подчинении и заставлять их выполнять обязанности, а с другой — конкурировать за удержание доминирующего места или получение более высокого. Вертикальная иерархия развивается потому, что, как было сказано ранее, удобнее отбирать, доминировать и подчиняться вышестоящим, демонстрируя им лояльность, и тем самым обеспечить себе большее персональное вознаграждение при меньших затратах.


Таком образом, для коллективистского общества характерен социальный модус агрессивности к внешнему миру с одной стороны и подчинение примитивным нормам насильственного доминирования во “внутреннем мире” — с другой.


Прямо противоположная ситуация в индивидуалистически-кооперационных обществах. Индивидуалистически-кооперационные общества предполагают индивидуальную ответственность и самостоятельный поиск возможностей, что является стимулом для постоянного совершенствования навыков, накопления знаний и развития технологий. Прежде всего член такого сообщества рассчитывает на себя в выживании и конкуренции с внешней средой и себе подобными. Кооперация в таком сообществе складывается тогда, когда возникает действительная потребность в каком-то благе, которое невозможно произвести одному, а это значит, что такой продукт более сложен и трудоемок, чем создаваемый в одиночку.


Для создания сложного продукта необходимы более изощренные навыки, знания и технологии и более глубокая дифференциация их применения. А это означает разную ценность и природу усилий и навыков. Возникает специализация.


Специализация и расширение знаний развиваются более интенсивно в условиях свободы решений, уверенности в правах и позитивных ожиданиях завтра, поскольку специализация предполагает уникальную ценность и идентичность каждого актора. Совмещение специализаций позволяет получить либо более значимый совместный результат и разделить его, в том числе, на основании затрат, которые были вложены и заранее определены, либо оно позволяет каждому участнику получить большую полезность собственного продукта за счет всеобщих усилий. То есть происходит высокоорганизованное сотрудничество — кооперация самодостаточных агентов, обладающих особыми навыками и способных создавать свой собственный продукт, принявших, однако, решение совместить усилия.


Такое сотрудничество влечет за собой сразу несколько последствий, два самых главных из которых — равные индивидуальные права и добровольное подчинение правилам, основанным на индивидуальных правах. Это и есть примат частного над общим, несмотря на то, что все заняты в кооперации для создания чего-то общего. Чтобы соблюсти эти правила по отношению ко всем, появляется необходимый для этого механизм — правосудие, через который определяется, когда и кем права соблюдаются и когда и кем нарушаются.


Важное отличие обеих рассматриваемых социальных систем состоит в следующем.


Коллективистское общество концентрируется на принуждении к исполнению обязанностей и считает неподчинение такому принуждению главным преступлением.


В индивидуалистически-кооперационном обществе основной фокус — на соблюдении каждым прав другого при том, что эти права идентичны, а преступлением считается нарушение таких прав. Обязанности не являются предметом принуждения, они являются предметом рыночного взаимовыгодного обмена. Соответственно право каждого является фактически источником проекции всеобщего права.


Таким образом, в индивидуалистически-кооперационном обществе соблюдение права — предмет принуждения к следованию и исполнению и, следовательно, нарушение прав является консенсусно признаваемым наказуемым нарушением, а обязанности добровольны и являются предметом рыночных сделок. В коллективистском же обществе обязанности — предмет принуждения, исполнения и преступления, права же являются предметом волюнтаристского вертикального распределения, не предполагающего твердых всеобщих правил такого распределения в реальности. Это обусловливает негативные ожидания незащищенности и предпочтения выживать, а не планировать.


Надо отметить еще один важный нюанс.


В коллективистском обществе социальная система иерархична, а власть на любой из ступеней добывается через доминирование, насильственное подчинение или лояльность, как вышестоящему, так и генеральному домену.


В кооперационных обществах, где социальная система выстроена на основе прямого конкурентного обмена усилиями и знаниями, власть получается таким же конкурентным и рыночным образом. Власть является здесь таким же персонально или кооперационно производимым продуктом -  предметом приложения знаний и усилий, позволяющих обеспечить соблюдение прав членов общества и равного доступа к возможностям. 


Соответственно, в кооперационном обществе власть получается конкурентным путем через экономический обмен, который называется социальным контактом или социальной сделкой: некто предлагает свои знания и умения по управлению общественными ресурсами и обеспечению прав и возможностей каждого члена сообщества. Этот некто должен убедить общество в том, что его предложение лучше, чем у кого-то другого. В процессе конкуренции общество выбирает оптимального кандидата и нанимает его на определенный срок. Кандидат получает власть, общество получает управление общественными ресурсами и поддержание механизмов правообеспечения.


Наконец, стоит заметить, исходя из вышесказанного, что индивидуалистически-кооперационные общества обуславливают максимальное развитие технологий, гуманизма, толерантности, благосостояние членов и низкий уровень агрессии просто в силу самой природы такого вида социального сотрудничества.


Во-первых, равноценный обмен и добровольное сотрудничество в применении индивидуальных оригинальных навыков и знаний предполагают конкуренцию, как оптимальный способ предложения и наиболее эффективный инструмент удовлетворения спроса, что означает стимул к постоянному накоплению знаний и развитию новых технологий.


Во-вторых, конкурентная среда определяет необходимость равнозначных для всех правил и прав, что, с одной стороны, порождает уверенность в защищенности, а с другой — формирует позитивные ожидания в долгосрочном горизонте. Это важные факторы для развития творчества, созидания и усиления эффективности. просачивающиеся к каждому члену сообщества.


В-третьих, равнозначные и равно применяемые ко всем права и правила нейтрализуют атавистическую интенцию к насильственному доминированию, направляя естественные склонности к лидерству и конкуренции, повышению социального статуса и обладанию бОльшим кол-вом благ — в созидательную, производительную, и экономическую плоскость.


В-четвертых, обмениваясь навыками и усилиями на взаимовыгодной основе в создании какого-то общего продукта или для увеличения полезности собственного, члены кооперационного общества неизбежно расширяют способность к эмпатии. Для них нет необходимости постоянно оглядываться на другого, подозревая, что он не прикладывает усилий, а вознаграждение получит такое же, либо, что еще хуже, будет стоять с хлыстом в руке за спиной работающего — и в итоге получит даже больше. Уровень недоверия и вынужденной агрессии внутри кооперационного сообщества снижен: каждый из членов сообщества знает, что может конкурировать за блага на всеми признаваемой основе прав и правил и получать блага в соответствии с понесенными издержками. Становится очевидным, что в таком случае каждый заинтересован в порядочности, законопослушании и добронамерении другого — и так по цепочке во всем сообществе. Отсюда в кооперационных обществах интенсивно развиваются гуманизм, эмпатия, законопослушание, доброжелательность. Это естественным образом формирует толерантные и либеральные этические ценности, культурные традиции, бытовые привычки и, что важно, снижает уровень агрессии, как и значение атавистической составляющей в социальном поведении в целом.


Таким образом, можно предположить, что индивидуалистические-кооперационные сообщества являются прогрессивным путем гуманистического развития человечества, технологического роста, повышения производительной эффективности.


Коллективистские же общества, напротив, представляют из себя деградирующие, архаизирующиеся и примитивизирующиеся социально-экономические образования, с явным снижением уровня гуманизма, личностной идентичности, технологий и производительной эффективности.


В конце концов, коллективистские общества в любой их вариации и в любом их проявлении просто опасны для человечества. В этом мы, к сожалению, имеем несчатье убедиться сегодня, наблюдая за действиями государства, занимающего самую большую территорию на планете.

19 Комментариев
  • peperoni
    28 октября 2022, 12:46

    Предложенная модель представляет собой два крайних проявления дихотомической шкалы.
    В принципе, все государства в той или иной мере используют обе формы взаимодествия в обществе, например, во всех государствах есть силовые структуры и они по определению иерархические и коллективистские.
    Да и многие производственные структуры устроены, как коллективистские.
    Но надо согласится с тем фактом, что для базовых экономических агентов кооперативное взаимодействие существенно более эффективно и позволяет достигать результатов с меньшими издержками по сравнению с колеективистскими

    • SergeyJu
      28 октября 2022, 12:58
      peperoni, противопоставление двух сферических коней в вакууме, имхо, дело глубоко неплодотворное. 

      • peperoni
        28 октября 2022, 13:32
        SergeyJu, зависит от цели.
        Если цель прикладная, то да, неэффективно,
        если цель академическая исследовательская, то это вполне себе имеет место, как задача.
        • SergeyJu
          28 октября 2022, 15:53
          peperoni, если цель прикладная — написать то, за что дадут зарплату и звание, то сойдет. А если теорию двигать, то попытка с негодными средствами. Потому что нет ничего практичнее ХОРОШЕЙ теории. Рассказ о том, что диктатура и коллективизм одно и тоже, а кооператив похож на капиталистическое предприятие на теорию ну никак не тянет. 
      • Владимир
        28 октября 2022, 17:03
        SergeyJu, в целом в статье автор сравнивает зеленое со сладким. То же создание образа врага свойственно любому типу общества, стоит лишь вспомнить кого США называют официально угрозой — фактически показывая обществу кто враг. С другой стороны можно сколько угодно рассуждать о сферических правах, но если ресурсы для выживания сильно ограничены, то борьба за них будет приоритетнее прав слабых не зависимо от формы общества.
  • старый трейдер
    28 октября 2022, 13:02
    Такая примитивная модель не объясняет даже, почему успешно кооперирующиеся «вдруг» начинают страстно распадаться на коллективистов, типа TDS vs MAGA.
    • peperoni
      28 октября 2022, 13:34
      старый трейдер, кто бы еще объяснил, что это - TDS vs MAGA.
  • BBAA
    28 октября 2022, 14:23
    Последний абзац заказной. Всем нужно питание)). Однако затронуты интересные вопросы! Образцом явного коллективизма можно считать СССР! Всё вокруг общее!

    Если смотреть по существу — то всё это важно и интересно! Однако Западная повестка как всегда заставляет развешивать ярлыки направо и налево.

    Доходит до того, что получается, уже невозможно объяснить тот факт, как Китай стал если не самым, то одним из самых прогрессивных Государств на планете!)).

    Остается только засунуть голову в песок, отменить Реальность! И можно уже начать потихоньку перечитывать Айн Рэнд и её славные цитаты в этом плане.
      • BBAA
        28 октября 2022, 16:10
        PT_Scholar at SIEPR,  不错, буцуо, неплохо! 40 лет роста! Нас вполне устроит. За это время мы чего-нибудь придумаем! И даже только по демографическим причинам баланс Сил в Мире будет совсем другим.

        долговременная стратегия,  видны внятные способы ее реализации, а сигналы подаются четко и аккуратно…

        Китай взял работающие механизмы, адаптировал их и пошел дальше! Нет цели становиться Западом, или вовсе разрушать свою культуру, создавать полностью синтетическое общество, как Россия при камунистах!

        И у России тоже не будет такой цели. Инклюзивные институты, Свобода, Либерал-Демократия — пожалуйста! Но — принимая во внимание занимательные национальные традиции и культурные обычаи. И практичные аспекты!

        Учитывая враждебные действия недружественных стран! России, Китаю и прочим приходится уплотняться, тут мало что поделаешь. В наши непростые времена безопасность, выживание — это главное!
  • Дмитрий Арендателев
    28 октября 2022, 14:45
    статья заказная, что еще ожидать от выпускника Стенфорда и колумниста WS, и конечно же надо обосрать кое-какое государство.
    Нет на планете человека, способного сформулировать и описать законы развития человечества, миллионов и миллиардов людей. Попытка в статье загнать это в какие то рамки просто смешна. Социальная система слишком сложна, чтобы ее можно было поделить на две каких-то сущности. А уж говорить о кооперации, порядочности, взрывая чужую собственность, мешающую зарабатывать деньги им самим (это я про С. поток) вообще лицемерие. Надеюсь тут люди, читающие это отдают себе отчет, какой красной нитью пронизана эта статья и что она поливание с использование псевдонаучных терминов (наверное решили, что и такой материал найдет целевого читателя)
    • Tуземец
      28 октября 2022, 14:50
      Дмитрий Арендателев, прискорбно, что смартлаб  предоставляет трибуну подобным пидарасам для их грязных высеров 
  • Игорь ПМ
    28 октября 2022, 15:24
    Раньше я долгие годы не понимал, с какой целью принцев Ближнего Востока, «купающихся в золоте, как Скрудж Макдак», направляют учиться на Западе.

    На пенсии я понял, что на их месте я тоже бы направлял учиться своих детей на Западе, чтобы они поняли их принципы принятия решений, неэффективности в которых потом можно использовать на практике (заработать)
  • 万乇人劜认 乃口尸口卄
    28 октября 2022, 15:24
    Да умнее себя не пускает на ключевые должности, а сам уже обезусел в конец)))
  • Эммануил Губерман
    28 октября 2022, 16:12
    по моему. общество кооперации в этом опусе слишком идеализировано и не вяжется с реально наблюдаемыми фактами, а коллективное общество слишком демонизированно, что то же не вяжется с реальными фактами. так что опус выглядит как продажа некоего продукта в телеманазине.
      • Эммануил Губерман
        28 октября 2022, 16:49
        PT_Scholar at SIEPR, хамите в лучших традициях неолиберализма сударь.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн