Грузия, единственная страна Южного Кавказа, имеющая выход к Черному морю, не имеет глубоководного порта, который позволил бы ей полностью реализовать свой транзитный потенциал. Этот пробел должен был заполнить многомиллиардный проект мегапорта Анаклия, но правительство отказалось от проекта в начале 2020 года, сославшись на то, что проект не смог привлечь инвестиции.
Однако теперь, когда интерес к роли Грузии в международном транзите резко возрос, порт снова стал предметом обсуждения.
«Мы хотим иметь современную портовую инфраструктуру, которая соответствовала бы транзитному потенциалу страны, служила бы интересам нашей страны и, конечно, еще больше увеличила бы грузопотоки в грузинском коридоре», — заявил журналистам в середине августа министр экономики Леван Давиташвили. -Сентябрь.
Давиташвили сказал, что правительство изучает потенциал порта с тех пор, как оно вышло из проекта, и сказал, что проект все чаще упоминается в обсуждениях правительства с зарубежными партнерами, цитируя, в частности, официальных лиц из Центральной Азии и портовых представителей из Абу-Даби.
Хотя до реализации проекта еще далеко, возобновление дискуссий — это замечательная удача после того, как проект, казалось, был забыт с 2020 года.
Консорциум развития Анаклиа, главный подрядчик проекта, начал строительство порта в одноименном поселке рядом с фактической границей с Абхазией в конце 2017 года. надеется, что новый порт значительно повысит пропускную способность страны по обработке грузов и сделает Грузию ключевым узлом транзита между Азией и Европой.
Однако в январе 2020 года правительство Грузии расторгло контракт с консорциумом. Власти заявили, что консорциум не смог привлечь достаточно инвестиций и средств, предъявляя к государству тяжелые и нереалистичные требования по обеспечению огромных кредитов от международных финансовых организаций.
Но многим решение правительства показалось следствием внутриполитических соображений. Основатель консорциума Мамука Хазарадзе был известным банкиром, который в процессе создания порта стал политическим соперником Бидзины Иванишвили, основателя нынешней правящей партии Грузии «Грузинская мечта». Хазарадзе утверждал, что правящая партия умышленно саботировала проект, в том числе обвиняя его в отмывании денег. После предъявления этих обвинений он сформировал оппозиционную политическую партию «Лело за Грузию».
Другие критики также объясняли решение правительства страхом перед Россией, которая, как считалось, не приветствовала такой стратегический, конкурентоспособный порт на том, что Москва считает своим задним двором
Москва считает своим задним двором.
Но с тех пор грузинские власти неоднократно заверяли, что проект не умер, а просто находится в спячке. И, по иронии судьбы, именно Россия, возможно, наконец-то проснулась.
Поскольку Россия попала под жесткие санкции в результате вторжения на Украину, значительные объемы международных грузов, которые ранее зависели от российских транзитных маршрутов, были перенаправлены в так называемый Средний коридор. Коридор, соединяющий Китай и страны Центральной Азии с Европой, проходит через Азербайджан и Грузию.
За последние месяцы грузинская железная дорога и порты в Поти и Батуми сообщили об увеличении грузопотока, а длинные очереди международных грузовиков на грузинских границах стали одним из наиболее заметных последствий украинской войны в Грузии.
Но эксперты давно предупреждают, что недостатки инфраструктуры могут помешать Грузии в полной мере использовать свой транзитный потенциал, учитывая отсутствие глубоководного порта во главе этого списка.
Средний коридор «стал более ценным в связи с нынешней ситуацией в регионе», заявил в сентябре грузинскому общественному телевидению глава экономического комитета парламента Грузии Давид Сонгулашвили. «Именно по этой причине строительство порта Анаклия сегодня более актуально, и именно по этой причине благодаря решению и усилиям правительства начались подготовительные работы по выбору подходящего инвестора».
Во время недавнего визита в Тбилиси президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил о необходимости увеличения региональных транспортных мощностей. «Увеличение объема грузов, переправляемых из Центральной Азии и Азии в целом на Запад и обратно через порты Грузии, создает новую реальность. Мы должны быть к этому готовы», — сказал Алиев на совместном выступлении с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили 24 октября.
Правительственные чиновники говорят, что надеются найти нового инвестора к следующему году, но ситуация может быть осложнена двумя продолжающимися арбитражными спорами с предыдущими инвесторами. Сюда входит иск самого Консорциума развития Анаклиа, который предъявил иск Грузии с требованием компенсации в размере 1,62 миллиарда долларов.
Но Хазарадзе, который пытался позиционировать себя и свою партию как силу, менее поляризованную, чем другие основные оппозиционные партии, пообещал не стоять на пути, если власти будут серьезно относиться к своим намерениям.
«Я не знаю, какие гарантии должно предоставить государство, как они его поддержат, но я готов [отозвать иск], если только что-то будет сделано в стране», — сказал Хазарадзе «Бизнес Медиа Грузия » в июне. Однако он добавил, что тот факт, что государство не проявило заинтересованности в обсуждении проекта с предыдущими инвесторами, говорит о недостаточно серьезном подходе.
«Поэтому я не вижу реальных шансов на то, что порт Анаклия будет построен при этом правительстве, но сегодня не время для борьбы», — сказал он.