Технологическое развитие Китая не дает спать американским стратегам по ночам.
Они видят контуры надзорного государства, реализующего волю Си Цзиньпина посредством алгоритмического указа дома и проецирующего вычислительную мощность за границу.
7 октября Байден объявил о самом масштабном наборе мер экспортного контроля за последние десятилетия.
Новые правила отрезают людей и фирмы в Китае от многих передовых технологий американского происхождения и от продуктов, изготовленных с их использованием.
В список входят:
микросхемы, используемые для искусственного интеллекта (ИИ);
ПО для разработки усовершенствованных микросхем и станки для их производства.
Продажа таких вещей в Китай теперь запрещена без явного разрешения правительства Америки. Нарушители правил рискуют оказаться отрезанными от американских технологий.
Цены на акции пострадавших китайских фирм упали (см. график).
Американские компании, продающие передовые полупроводниковые технологии Китаю, также пострадали, даже несмотря на то, что они оправились от глубокого циклического спада спроса на их товары.
Intel, с объемом продаж в Китае в 21 млрд долларов в прошлом году, собирается сократить тысячи рабочих мест.
Америка ранее использовала аналогичные правила в отношении Huawei.
Джейк Салливан, советник Байдена по национальной безопасности, недавно хвастался, что экспортный контроль вынудил Россию «использовать чипы из посудомоечных машин в своей военной технике», что «со временем ухудшит ее боевые возможности».
В случае с Китаем цель Америки также состоит не только в том, чтобы оставаться впереди своего соперника в гонке технологий, но и в том, чтобы «вывести из бизнеса высокотехнологичную китайскую индустрию разработки микросхем».
Добьется ли Америка своего, зависит от нескольких факторов.
А Китай ежегодно импортирует микросхем на 400 миллиардов долларов — больше, чем любая другая страна.