В июле дельта-спрэд между максимальным и минимальным уровнями по ЕС Среднемесячные оптовые цены на электроэнергию на предстоящий день увеличились на 119% м/м до 367 евро/МВтч. Цены на электроэнергию в некоторых странах, таких как Франция, выросли на 116% м/м в июле, в то время как в других, таких как Испания, снизились на 29% м/м.
Частично потому, что Испания приняла меру в размере 6,3 млрд евро для снижения себестоимости электростанций, работающих на ископаемом топливе, с целью снижения себестоимости их производства и, в конечном итоге, цены на оптовом рынке электроэнергии в интересах потребителей. Европейская комиссия была уведомлена об этой мере в мае и была одобрена в июне 2022 года. Эта мера помогла сдержать оптовые цены на электроэнергию на рынке. То же самое относится и к Португалии, которая приняла меру в размере 2,1 млрд евро.
В отличие от Испании, ежемесячная оптовая цена на электроэнергию на сутки вперед во Франции подскочила до 401 доллара за МВтч в июле с 249 евро за МВтч в июне. 11 августа французская базовая мощность для поставки в следующем году впервые превысила 600 евро за МВтч. Почему растут цены, если на атомную энергетику приходится 70% выработки электроэнергии? Причиной скачка цен является то, что по состоянию на вторую неделю августа 25 из 56 французских ядерных реакторов были закрыты на техническое обслуживание. Кроме того, еще 5 реакторов работали с ограничениями по мощности. Франция обычно экспортирует электроэнергию, но в этом году она стала нетто-импортером газа из соседних стран из-за снижения выработки атомной энергии (рис. 1, правая часть). Это оказало прямое влияние на цены на электроэнергию в Европе, учитывая, что на Францию приходится более половины ядерных мощностей Европы.
Богатая углем Польша изо всех сил пытается найти новые источники после того, как в апреле она запретила импорт российского угля. В то время как Польша является крупным производителем угля, Россия раньше поставляла около 40% угля, сжигаемого польскими домохозяйствами. Поскольку российский дешевый уголь больше не вариант, а польские шахты не могут легко увеличить свою добычу всего за несколько месяцев, они должны искать замену у отдаленных производителей, таких как Колумбия и Южная Африка. Следовательно, запасы угля в Польше находятся на самом низком уровне со времен Второй мировой войны. В июле Польша впервые за несколько месяцев стала нетто-импортером электроэнергии. Между тем, у Германии и других стран ЕС было больше времени для более плавного перехода и накопления российского угля до этого месяца, когда вступил в силу общеевропейский запрет.