Деиндустриализация Германии. Бизнес-модель, основанная на российском газе и спросе со стороны Китая рушится.
В книге 1945 года под названием «Германия — наша проблема» Генри Моргентау, министр финансов Америки, представил предложение лишить послевоенную Германию ее промышленности и превратить ее в аграрную экономику.
Хотя его радикальное предложение оказало некоторое влияние на планы союзников по оккупации Германии после поражения Гитлера, оно так и не было реализовано.
Почти 80 лет спустя может случиться то, что задумал Моргентау.
Проблемы с газом, от которого зависит промышленная база Германии, разъедают четвертую по величине экономику мира и ее третьего по величине экспортера товаров.
В то же время крупнейший торговый партнер Германии, Китай, который в прошлом году купил немецких товаров на 100 миллиардов евро, включая автомобили, медицинское оборудование и химикаты, также переживает серьезный спад. .
Национальная бизнес-модель, частично построенная на дешевой энергии одной автократии и большом спросе другой, сталкивается с серьезным испытанием.
Последствия могут быть ужасными:
емецкие голубые фишки пострадали от рыночных потрясений в этом году больше, чем их аналоги в других странах, снизившись с начала года на 27% в долларовом выражении, что почти вдвое превышает падение британского ftse 100 или американского индекса s&p 500.
Сущность промышленности Гераниии находится под угрозой.
Ситуация выглядела «токсичной» для многих предприятий. И через глобальные цепочки поставок яд может распространиться на остальной промышленно развитый мир, который сильно зависит от немецких производителей.
Самая большая проблема немецкой промышленности — растущая стоимость энергии.
Цена на электроэнергию уже выросла в 15 раз, а цена на газ – в десять раз.
В июле промышленность потребляла газа на 21% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Это не потому, что компании использовали энергию более эффективно.
Скорее, падение произошло из-за «резкого» сокращения производства.
ожидается, что экономика сократится в 2023 году, а инфляция превысит 8,7%.
Сильнее всего страдают мелкие фирмы.
Почти четверть фирм со штатом менее 1000 человек отменили или отклонили заказы или планируют это сделать, по сравнению с 11% фирм со штатом более 1000 человек.
Каждый пятый задумывается о переносе части или всего производства в другую страну.
Более крупные энергоемкие предприятия, такие как химический или сталелитейный, сталкиваются с аналогичными трудностями, усугубляемыми необходимостью конкурировать с конкурентами в других странах, где стоимость энергии ниже.
basf, химический гигант, который использует природный газ как в качестве источника энергии, так и в качестве сырья, уже сократил производство, и, возможно, ему придется сократить его еще больше.
Thyssenkrupp, крупный производитель стали, с января потерял половину своей рыночной стоимости.
Крупные транснациональные компании часто имеют заводы в других странах, где энергия дешевле.
Но многие, включая basf с его обширным комплексом размером с город в Людвигсхафене, тем не менее продолжают много производить у себя.
Даже если цены на сырье станут умеренными, как некоторые начали делать, и правительство придет на помощь, предоставив поддержку в области энергетики, как оно обещало, ценовое давление не исчезнет.
В частности, компании готовятся к жестокому раунду ежегодных переговоров о заработной плате с влиятельными профсоюзами Германии.
Вот-вот начнутся конфликты между ig Metall, крупнейшим профсоюзом Германии, и работодателями в мощной автомобильной промышленности.
Более высокие затраты становится все труднее переложить на потребителей. Hakle, крупный производитель туалетной бумаги, подал заявление о банкротстве после того, как не смог переложить на клиентов огромный рост производственных затрат.
После нескольких жирных лет книги заказов автопроизводителей поредели, поскольку инфляция прожигает дыру в кошельках покупателей автомобилей.
Автомобильные компании не могут легко модифицировать производственные процессы.
Вместо этого они сократят расходы за счет сокращения расходов на администрирование, исследования и разработки.
Запоздалые попытки автомобильной промышленности переосмыслить себя в эпоху электрических и беспилотных автомобилей в результате, скорее всего, потерпят неудачу. Некоторые, вероятно, переместят производство в страны с более низкими затратами.
Поскольку цены на энергоносители, вероятно, какое-то время останутся высокими, 2-3% промышленных компаний Германии, использующих энергоемкие производственные процессы, переместятся за границу.
Более высокая доля промышленных фирм сократит свое производство этой и следующей зимой.
ArcelorMittal, стальной гигант, объявил о планах закрыть два завода в северной Германии и отправить сотрудников в отпуск.
Stickstoffwerke Piesteritz, крупнейший в Германии производитель аммиака и мочевины, двух важных химических материалов, закрыл свои заводы по производству аммиака в земле Саксония-Анхальт.
Демонстрируя, как такие шаги распространяются по цепочкам поставок, остановка привела к нехватке AdBlue, продукта basf, который имеет решающее значение для очистки двигателей дизельных грузовиков, которые помогают связывать Германию с зарубежными рынками.
Экономическая лавина катится в сторону Германии.
Вскоре эти отзвуки почувствуют и глобальные клиенты немецких компаний.
Ну и про «нехватке AdBlue, продукта basf, который имеет решающее значение для очистки двигателей дизельных грузовиков» — откуда вы этот текст взяли. Мочевина, стоящая копейки, очищает не двигатель, а выхлоп.