Оригинальная статья из «Коммерсанта» довольно короткая, но на всякий случай перескажу здесь основные тезисы из нее:
Я не являюсь специалистом по российскому валютному регулированию (надо признать, что это весьма запутанная тема, по нюансам которой даже профильные юристы не всегда могут прийти к общему знаменателю). Однако, ранее я готовил несколько статей на эту тему вместе с настоящими профи: например, вот эту обзорную статью, и еще одну про самые последние новации.
Так вот, даже на моем скромном уровне понимания возникли определенные сомнения в справедливости озвученных в статье «Коммерсанта» тезисов. Не хочу подвергать сомнению работу отдела факт-чекинга уважаемой газеты, но мне всё же кажется, что тут возникло какое-то недопонимание между авторкой статьи и консультировавшим ее налоговым юристом – что в итоге привело к не совсем обоснованной панике среди читателей материала. Попробуем разобраться подробнее.
Этот тезис справедлив: 173-ФЗ, статья 9 запрещает любые валютные операции между валютными резидентами РФ (как мы помним, их не надо путать с налоговыми резидентами).
К этому общему запрету в этой же статье закона есть длинный список исключений. Например, пункт 12 части 1 статьи 9 разрешает физлицам-резидентам переводить валюту со своих российских счетов на зарубежные счета других физлиц-резидентов в размере не более $5’000 в день. Но это исключение здесь очевидно неприменимо, ведь в нашем примере речь идет о перечислении валюты между двумя зарубежными счетами.
Однако, было бы не лишним также упомянуть в дополнение к статье «Коммерсанта» о том, что такого рода операция будет считаться запрещенной только если хотя бы один участвующий в ней валютный резидент РФ проживает на территории России свыше 183 дней в течение года. В противном случае (если и отправитель, и получатель валюты проживают за пределами РФ более 183 дней в году), она будет вполне вписываться в рамки текущего законодательства (см. пункт 25 части 1 статьи 9 173-ФЗ).
В связи с этим у меня возникают сомнения в том, что проблема носит действительно массовый характер среди знакомых авторки: если они эмигрировали из России вскоре после февральских событий, то, скорее всего, их срок пребывания в РФ в 2022 году должен составить менее полугода – соответственно, они подпадут под исключение из предыдущего абзаца.
Если честно, это самая странная часть коммерсантовской статьи. Откуда взяты драконовские штрафы такого безумного размера – решительно непонятно.
Наказания за нарушение российского валютного законодательства установлены статьей 15.25 КоАП РФ: в соответствие с недавно принятыми поправками к этой статье, размер штрафов за незаконные валютные операции может варьироваться в пределах 20–40% от суммы такой операции.
Могу лишь предположить, что в «Коммерсанте» просто перепутали минимальный штраф в размере 20% со «штрафом в 20-кратном размере от суммы операции» (что, давайте признаем, всё же несколько разные концепции).
Казахстан (страна, которая приводится в пример в оригинальной статье) действительно не входит в официальный перечень стран, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией. При этом надо помнить, что между странами СНГ (включая Казахстан) действует протокол об автоматическом обмене налоговой информацией, однако данными об открытых банковских счетах в рамках него, вроде как, страны не делятся.
Так что тезис о том, что без уведомления российской ФНС об открытии зарубежных счетов в Казахстане она бы об этом не узнала, вполне может оказаться правдой. (UPD: При этом на сайте ОСЭР в базе данных указано, что обмен финансовой информацией по стандартам CRS от Казахстана к России происходит, да и практикующие юристы намекают на то, что в рамках обмена налоговой инфой между странами СНГ данные по банковским счетам тоже могут утечь – так что здесь не всё однозначно…)
К сожалению, формулировки в рассматриваемой статье написаны довольно нечетко, и могут создать у читателя впечатление, будто никакие зарубежные банки в принципе не передают информацию в российскую налоговую – что, конечно, неверно.
Обсудив ситуацию с налоговыми юристами, мы пришли к общему мнению, что если бы не излишняя щепетильность уехавших из РФ, то налоговики вряд ли бы вообще узнали о наличии у них счетов в зарубежных банках. Ведь зарубежные банки им данные не передают.
Ксения Дементьева, Коммерсантъ
Кроме того, в статье меня смущает еще пара моментов. Во-первых, если речь идет о волне эмиграции этого года – то как российская налоговая могла узнать об операциях по этим зарубежным счетам? Ведь отчет о движении денежных средств по иностранным счетам за 2022 год надо будет подавать только в следующем году, не позднее 1 июня 2023 года…
Во-вторых, неясно, как вообще подача такого отчета в налоговую может напрямую привести к печальным последствиям в виде штрафов за отдельные операции. Ведь в соответствующей форме необходимо указывать только остатки денежных средств на начало и на конец года, а также общую сумму поступлений и списаний за весь год. Обязанности по умолчанию прикладывать к этому отчету еще и потранзакционную разбивку всех оборотов по счету за год нет (что, конечно, не мешает сделать это в добровольном порядке). Хотя, с другой стороны, согласно пункту 8 Постановления правительства РФ от 12.12.2015 № 1365, если уж ФНС захочет у вас такую разбивку запросить – то тут вы не отвертитесь…
Еще было бы не лишним напомнить, что если иностранный счет открывается в одной из стран ЕАЭС (опять же, включая Казахстан) или в любой автообменивающейся с РФ стране, а зачисления, списания и остатки на конец года по этому счету не превышают эквивалент 600’000 рублей, то сдавать отчет о движении денег по такому счету в налоговую не надо (см. абзац 4 части 7 статьи 12 173-ФЗ).
Вопрос сейчас только в физической возможности открытия таких счетов
Вы не смогли разобраться и прямо об этом пишете.
Вот этот тезис только не совсем верен. Если есть гражданство РФ — то и ряд валютных ограничений тоже сохраняется. Например, даже не живущий постоянно в РФ валютный резидент России (ваш пример) по закону не может осуществлять валютные сделки с живущим постоянно в РФ резидентом России. Условно, перечислить валюту гражданину РФ, который постоянно там живет, нельзя. Подробнее писал здесь: smart-lab.ru/blog/821499.php
Не совсем корректно в части ставки НДФЛ для налоговых нерезидентов, она составляет 30%.